WalkInSpace.ru - Задачи программы
Главная Новости Форум Поиск



Авиационно-космические системы США

<<<Назад Страница 5 Далее>>>

Задачи программы

Основной задачей программы EELV было определено создание путем последовательной модернизации имеющихся ра-кет-носителей двух семейств новых транспортных систем, которые при существенно меньших затратах на запуски (примерно на 25—50%) обеспечивали бы выведение на низкую околоземную орбиту грузов в широком диапазоне масс от 4 т до 20,4 т.

Согласно техническому заданию каждое из разрабатываемых семейств должно включать в себя две основные модели: ракету среднего класса, обеспечивающую доставку на переходную орбиту спутников массой до 4,5 т, и тяжелую ракету грузоподъемностью 13—15 т. Выведение КА промежуточного класа должно осуществляться модификациями первой ракеты, отличающимися различным количеством стартовых ускорителей и мощностью верхних ступеней. (Первоначально в рамках программы также предполагалось подготовить легкие модели грузоподъемностью до 2,2 т, однако в 1998 г. в целях экономии средств работы по ним были приостановлены.)

Среди основных технико-эксплуатационных требований, предъявляемых к новым РН, назывались низкая стоимость запуска, техническое совершенство и незначительный период предполетной подготовки (до 30 суток). В середине 1990-х годов стоимость выведения спутников среднего класса ракетами «Дельта-2» и «Атлас-2» составляла 50—125 млн долл., а тяжелых аппаратов ракетами «Титан-4» — 250—350 млн долл. В соответствии с определенными требованиями стоимость запуска новых ракет среднего класса должна находиться в пределах 40—75 млн долл., а тяжелых РН (при 15%-ном увеличении грузоподъемности по сравнению с ракетой «Титан-4») — 80—140 млн долл. В случае если в будущем будет принято решение об использовании ракет EELV для выведения пилотируемых аппаратов или многоразовых орбитальных кораблей типа используемых в составе МТКС «Спейс Шаттл», то затраты на обеспечение их запусков при решении первой задачи должны составить 90—190 млн долл., а второй — 130—230 млн долл. (в ценах 1995 г.).

В ходе выполнения программы EELV также было решено оценить эффективность новых методов закупки военной техники. В целях сокращения затрат и времени на реализацию проекта ВВС не стали связывать подрядчиков требованием соблюдения всех норм, определенных стандартами, что позволило существенно уменьшить объемы отчетных материалов. (Так, например, свыше ста стандартов регламентируют процесс сборки ракет «Титан-4», при этом отдельным предприятиям в течение года приходится принимать до 12 тысяч представителей заказчиков и государственных контролирующих органов.) В результате за счет смягчения требований по контролю штат отдела программы EELV по сравнению с подразделениями, руководящими аналогичными по сложности проектами, был сокращен в 4—8 раз и составил всего 50 человек.

В соответствии с новыми принципами организации поставок военной техники инспекторские проверки хода выполнения программы EELV осуществлялись не комиссиями Совета по военным закупкам — DAB (Defense Acquisition Board), продолжительность работы которых может достигать шести месяцев, а непосредственно кураторами проекта от Министерства обороны в течение 7 недель. Представители Совета DAB привлекались к работам лишь эпизодически при возникновении сложных проблем и для утверждения законченных этапов программы.

Согласно заявлениям представителей ВВС компаниям было предоставлено широкое поле для самостоятельных решений, взаимодействие с ними строилось на принципах «доверия и партнерства». При этом следует отметить, что риск, связанный со смягчением контроля со стороны правительственных структур, был невелик, поскольку все участвующие в проекте фирмы имели значительный опыт работы по военным заказам.

Предоставив подрядчикам по программе EELV достаточную свободу в разработке новых транспортных систем, ВВС рассчитывали, что промышленные компании смогут обеспечить не только требуемую надежность, но и высокую конкурентоспособность своих ракет на международном рынке.

Утрата американскими фирмами лидирующих позиций в этой области бизнеса была очевидна. Если в 1980 г. США обеспечивали выведение в космос всех коммерческих КА, то к середине 1990-х годов их доля в проведении подобных запусков снизилась до 30%.Кроме того, наблюдавшиеся тогда сокращение грузопотока в космос по федеральным программам, с одной стороны, и активизация работ по коммерческому освоению космического пространства — с другой, быстро меняли соотношение производимых в США запусков ракет. В 1994 г. впервые количество коммерческих запусков сравнялось со стартами ракет по правительственным заказам. Сделанные в то время прогнозы об увеличении в ближайшие годы числа коммерческих полетов полностью подтвердились — к концу 1990-х годов примерное соотношение запусков американских ТКС по федеральным и коммерческим программам стало 30% и 70%. Однако в последующем в результате неблагоприятной конъюнктуры, сложившейся на финансовых рынках, и спада деловой активности частных компаний в реализации космических проектов наметилась прямо противоположная тенденция.

Представители законодательной власти, озабоченные сложившейся ситуацией, обязали военное ведомство оказывать всемерное содействие компаниям, эксплуатирующим ТКС. В результате программа EELV стала типичным проектом двойного назначения, то есть созданная по правительственному заказу техника будет применяться ее разработчиком и в коммерческих целях. В свою очередь участвующие в программе компании приняли на себя обязательства оплатить определенную часть работ из собственных средств.

Другой особенностью программы EELV явилось то, что впервые в создаваемых для нужд Министерства обороны транспортных системах было разрешено использовать. отдельные блоки и узлы иностранного производства. Но при этом оговаривались следующие условия:

— фирмы, планирующие комплектовать свои ракеты зарубежными компонентами, должны предусмотреть возможности организации их производства на собственных предприятиях. В основном это условие относилось к оборудованию, импортируемому из России;

— доля комплектующих транспортную систему узлов иностранного производства не должна превышать 50%.


<<<Назад Страница 5 Далее>>>



WalkInSpace.Ru

Правила:

«Путешествие в космос» © 2017

Использование материалов допускается при условии указания авторства WalkInSpace.ru и активной ссылки на www.WalkInSpace.ru.



Яндекс.Метрика