WalkInSpace.ru - Спейс Шаттл. Экономические аспекты программы
Главная Новости Форум Поиск



Авиационно-космические системы США

<<<Назад Страница 47 Далее>>>

Спейс Шаттл. Экономические аспекты программы

Как уже отмечалось, важнейшими факторами, в значительной степени определявшими решения по программе «Спейс Шаттл», были ограниченный бюджет и сжатые сроки проведения работ. Тем не менее разработка МТКС продолжалась десять лёт, ее первый полет состоялся с трехлетней отсрочкой в 1981 г. Первоначальный бюджет программы (5,15 млрд долл.) был превышен на 30% и достиг 6,74 млрд долл. в ценах 1971 г.

В ходе выполнения проектно-конструкторской части программы «Спейс Шаттл» компании «Rockwell» не удалось в полной мере обеспечить многие технико-эксплуатационные характеристики МТКС. Наибольшими расхождениями между проектными и реальными значениями отличаются экономические показатели созданной транспортной системы. Так, например, определенная в начале 1970-х годов стоимость изготовления одной орбитальной ступени в 250 млн долл. возросла до 2 млрд долл. (по курсу 1983 г.); затраты на производство двух ТТУ достигли 64 млн долл. (1983 г.), а стоимость их послеполетного обслуживания в конце 1990-х годов оценивалась в 25 млн долл.

Высокие затраты на программу «Спейс Шаттл» предполагалось окупить за счет интенсивной эксплуатации МТКС, которая теоретическая была способна выводить грузы всех классов. В целях привлечения коммерческих заказчиков NASA, активно используя федеральные субсидии, существенно занижало расценки на использование МТКС — стоимость фрахта орбитального корабля более чем вдвое была ниже реальных затрат на проведение запуска системы. В результате такой дотационной политики, активно проводившейся еще до начала эксплуатации МТКС, график ее полетов был расписан на несколько лет вперед.

Однако реальная продолжительность работ по предстартовому обслуживанию МТКС в несколько раз превысила ранее установленные 14 суток. По результатам эксплуатации системы в 1981—1983 гг. без учета данных по первым полетам кораблей «Колумбия» и «Челленджер», потребовавших дополнительных затрат, период подготовки транспортной системы к очередному запуску в среднем составил 116 суток, из которых 61 день заняли работы в корпусе обслуживания орбитальной ступени OPF, 12 дней в сборочном корпусе VAB и 43 дня на стартовой позиции. При выполнении этих работ больше всего тратится времени на проверку маршевых двигателей ОС и восстановительный ремонт ее теплозащиты. В количественном выражении трудозатраты на последнюю операцию в середине 1990-х годов определялись 17 000 чел.-ч.

В результате стоимость проведения запуска МТКС возросла с ожидавшихся 75 млн долл. до 257 млн долл. (усредненная величина по первым 20 полетам в 1981—1985 гг.), а максимальная частота стартов снизилась до 9 полетов в год.

До последней катастрофы «Колумбии» NASA ежегодно осуществляло пять-шесть полетов МТКС с плановым периодом подготовки к запуску в 88 суток (60 дней в корпусе OPF, 5 дней в корпусе VAB и 23 дня на стартовой площадке) и с общими трудозатратами в 500 000 чел.-ч.

В целях снижения текущих затрат на программу NASA проводит политику объединения основных работ по обслуживанию МТКС в единую административно-исполнительную структуру. До 1984 г. предполетная подготовка системы осуществлялась непосредственно ее разработчиком — компанией «Rockwell», затем эти функции были переданы консорциуму во главе с компанией «Lockheed Martin». Каждый из участников консорциума был ответственен за отдельные виды работ: головной подрядчик — за обслуживание орбитальной ступени, фирма «Grumman» за обеспечение запуска, «Thiokol» — за подготовку топливного отсека и ТТУ, включая спасение последних, «Pan American» — за планирование операций, инженерно-техническое обеспечение и т.п.

В 1996 г. большая часть работ по МТКС была передана одному коммерческому подряднику— фирме «United Space Alliance» (USA), созданной ,на паритетных началах корпорациями «Boeing» и «Lockheed Martin». В рамках первого шестилетнего контракта SFOC (Space Flight Operations Contract) стоимостью 7 млрд долл. фирма осуществляла не только наземное обслуживание транспортной системы, но и многие функции обеспечения полета ОС. За счет упрощения организационной структуры программы (ранее подобный объем работ выполнялся по более чем 80 отдельным контрактам) NASA экономит около 770 млн долл. в год.

В качестве контрольной величины затрат на запуск транспортной системы были определены 400 млн долл. за превышение указанной суммы фирма USA штрафуется, а за экономию средств премируется. В 1999 и 2000 гг., когда было осуществлено 3 и 5 полетов МТКС, доходы фирмы USA со штатом сотрудников около 10 650 человек составили 1,46 и 1,66 млрд Долл. соответственно.

Летом 2004 г. NASA пролонгировало контракт SFOC еще на два года с объемом работ на 3,6 млрд долл. В соответствии с достигнутыми договоренностями предусмотрено участие компании USA в подготовке к возобновлению запусков МТКС (ориентировочно летом 2005 г.). После истечения срока действия этого соглашения, вероятно, будет подписан последний контракт, который охватит и завершение полетов системы.

Высокие эксплуатационные затраты существенно снизили Ффективность применения МТКС «Спейс Шаттл» при решении отдельных целевых задач, в частности по обслуживанию КА на орбите или возвращению их на Землю для ремонта и повторного запуска. За весь период эксплуатации с помощью ОС удалось спасти лишь пять отказавших спутников, два из которых для восстановительного ремонта были доставлены на Землю. Операции по орбитальному обслуживанию в настоящее время проводятся лишь со спутником-обсерваторией HST (вкл. 26). К 2004 г. было осуществлено четыре полета МТКС, полностью посвященных работам с этим уникальным аппаратом.

В то же время следует отметить и другие обстоятельства, не связанные напрямую с МТКС. Жесткие бюджетные ограничения вынуждали как NASA, так и военные организации отказываться от разработки крупногабаритных многоцелевых аппаратов (в пользу создания меньших по массе и, соответственно, более дешевых спутников), орбитальное обслуживание которых становилось нерентабельным. Кроме того, снижению стоимости космических рбъектов способствовали новые промышленные технологии, использование типовых спутниковых платформ и увеличение объемов производства.

Серьезные просчеты в планировании и экономической оценке работ по программе «Спейс Шаттл» были усугублены произошедшей в 1986 г. катастрофой «Челленджера», после которой эксплуатация МТКС прекратилась на 2,5 года. В результате этого вся космическая программа страны оказалась под угрозой срыва, так как в середине 1980-х годов промышленные компании, будучи не в состоянии конкурировать с субсидируемой правительством транспортной системой, были вынуждены прекратить производство одноразовых РН (хотя еще в 1984 г. правительство специальным законом разрешило частным фирмам проводить коммерческие запуски космических аппаратов).

В сложившейся ситуация правительству и Конгрессу пришлось радикально пересмотреть всю государственную политику в области транспортных космических систем. Возникший кризис с запусками КА, в том числе решающих задачи национальной безопасности, показал необходимость наличия так называемого смешанного парка средств выведения, состоящего из МТКС и ракет-носителей. (Справедливости ради следует отметить, что еще до взрыва «Челленджера» данную концепцию выдвинули ВВС, озабоченные низкой интенсивностью полетов системы и возникавшими в связи с этим спорами с NASA о приоритетности запусков военных и гражданских объектов.)

Утрата «Челленджера» также потребовала значительных ассигнований на постройку пятой орбитальной ступени «Ин-девор» («Endeavour» — «Стремление») и модернизацию МТКС с целью повышения ее надежности и безопасности. При этом затраты на доработку системы, достигшие 2,4 млрд долл., превысили стоимость изготовления нового корабля (1,8 млрд долл.).

Расходы на модернизацию отдельных элементов МТКС составили следующие суммы:

— маршевые двигатели — 1197 млн долл.;

— твердотопливные ускорители — 508 млн долл.;

— орбитальная ступень — 459 млн долл.;

— подвесной топливный бак — 9 млн долл.;

— прочее оборудование — 227 млн долл.

В итоге по курсу 2000 г. общие затраты на программу «Спейс Шаттл» достигли 30 млрд долл.


<<<Назад Страница 47 Далее>>>



WalkInSpace.Ru

Правила:

«Путешествие в космос» © 2024

Использование материалов допускается при условии указания авторства WalkInSpace.ru и активной ссылки на www.WalkInSpace.ru.

Используются технологии uCoz


Яндекс.Метрика