WalkInSpace.ru - Разгонные блоки «Бернер» И IUS (Часть 3)
Главная Новости Форум Поиск



Авиационно-космические системы США

<<<Назад Страница 104 Далее>>>

Разгонные блоки «Бернер» И IUS (Часть 3)

Разгонный блок IUS длиной 5,17 м и диаметром 2,9 м имеет массу 14,76 т (при использовании на РН этот показатель несколько ниже — 13,1т). Бортовое оборудование ступени состоит из пяти основных систем: наведения, траекторных измерений и телеметрии, обработки информации, управления вектором тяги и электроснабжения. Все системы имеют двойное резервирование.


Компоновка разгонного блока IUS: 1 — плоскость отделения полезного груза, 2 — РДТТ второй ступени, 3 — выдвижной сопловой насадок, 4 — привод поворота сопла, 5 — сопло, 6 — РДТТ первой ступени, 7 — переходник, 8 — элементы системы управления, 9 —- приборный отсек

Бесплатформенная инерциальная система наведения включает в себя пять интегрирующих гироскопов и пять акселерометров, информация от которых обрабатывается двумя БЦВМ. Кроме того, для ориентации применяется звездный навигатор.

Для обеспечения стабилизации ступень оснащается шестью модулями с двумя гидразинными двигателями тягой по 13,6 кг в каждом. В функции этих ЖРД входят управление изделием по крену при работе маршевых РДТТ, пространственная стабилизация на пассивных участках полета, коррекция скорости перед отделением полезного груза, выполнение маневра увода ступени от выведенного КА и сход со стационарной орбиты во избежание ее засорения. Бортовой запас гидразина хранится в баках объемом по 54,5 кг. Конструкция ступени допускает установку одного, двух (штатный вариант) и трех таких емкостей с вытеснительной подачей компонента.

Большая часть электронного оборудования и служебных систем блока IUS размещается в приборном отсеке ESS (Equipment Support System), закрепленном на двигателе SRM-2 второй ступени. Отсек, изготовленный из алюминиевого сплава, выполняет также функцию несущей конструкции — он смонтирован на переходнике первой ступени, передающем нагрузку от тяги РДТТ SRM-1 первой ступени.

Маршевые двигатели блока IUS были разработаны фирмой «Chemical Systems Division» (CSD), являющейся подразделением корпорации «United Technologies». Оба РДТТ, давшие начало семейству «Орбас», проектировались на одной элементной базе: корпуса изготовляются из волоконно-эпоксидного материала «Кевлар», масса топлива может варьироваться в пределах 100—50%, качающиеся сопла, допускающие отклонения до 4° на первой ступени и до 7° на второй, трехмерные углерод-углеродные вставки в критическом сечении. Особенностью РДТТ второй ступени является выдвижной сопловой насадок, также выполненный из композиционного материала. Хотя при ряде задач двигатель может использоваться и без оного.

Основные характеристики двигателей «Орбас-21» (SRM-1) и «Орбас-6» (SRM-2) представлены в таблице 3.1.

Сборка блока IUS на м. Канаверал осуществляется в одном из залов корпуса SMAB, предназначенного для обслуживания ТТУ ракеты «Титан-4» (вкл. 38). Для монтажа КА, принадлежащих NASA, ступень доставляется в корпус обслуживания грузов VPF (Vertical Processing Facility). После чего в контейнере весь полезный груз доставляется на стартовую площадку МТКС.

При использовании блока IUS в составе ракеты «Титан-4» работы с ним выполняются как с элементом РН, и установка полезного груза проводится уже на стартовой площадке. Ракета «Титан-4-IUS», эксплуатирующаяся с 1989 г., применяется в основном для выведения стационарных спутников предупреждения о ракетном нападении DSP.

В составе МТКС «Спейс Шя^гтл» ступень IUS используется для развертывания ретрансляционных спутников TDRS, а также для запусков исследовательских аппаратов NASA. Из последних следует выделить межпланетную станцию «Улисс», выведенную в космос в октябре 1990 г. Созданный в рамках международной программы аппарат предназначался для изучения околосолнечного пространства с полярной гелиоцентрической орбиты. Для формирования столь высокоэнергетической орбиты блок IUS был дополнительно оснащен твердотопливной ступенью PAM-S (таким образом, в этом проекте удалось отчасти реализовать вариант трехступенчатого разгонного блока). После развертывания из отсека полезного груза корабля МТКС эта силовая установка сообщила аппарату массой 371 кг рекордную скорость 15,4 км/с.

В отсеке полезного груза МТКС блок IUS с космическим аппаратом размещается в горизонтальном положении в кольцевой поворотной люльке. Отделение сборки производится после ее подъема до наклона в 58°. Работа бортовой системы стабилизации начинается спустя 10 мин после отделения (в Т+10 мин), которые необходимы для отвода орбитальной корабля на расстояние не менее 60 м. В дальнейшем полет блока IUS включает следующие этапы;

Т+34 мин — уточнение положения блока по звездному датчику;

Т+47 мин 10 с — ориентация блока перед запуском первой ступени;

Т+59 мин 48 с — включение маршевого РДТТ первой ступени (в этот момент орбитальный корабль должен находиться на расстоянии не менее 18 км);

Т+62 мин 22 с — прекращение работы РДТТ первой ступени (при максимальном топливном заряде), коррекция положения блока двигателями системы стабилизации;

Т+66 мин 39 с — ориентация блока для пассивного участка полета;

Т+370 мин 55 с — активация системы электропитания второй ступени;

Т+371 мин 12 с — отделение первой ступени; 

Т+371 мин 19 с — развертывание соплового насадка РДТТ второй ступени;

Т+371 мин 47 с — ориентация блока перед запуском второй ступени;

Т+373 мин 47 с — включение маршевого РДТТ второй ступени;

Т+375 мин 30 с — прекращение работы РДТТ второй ступени;

Т+379 мин 14 с — коррекция положения блока двигателями системы стабилизации;

Т+389 мйн 14 с —- отделение полезного груза;

Т+394 мин 56 с — маневр ухода второй ступени.


<<<Назад Страница 104 Далее>>>



WalkInSpace.Ru

Правила:

«Путешествие в космос» © 2024

Использование материалов допускается при условии указания авторства WalkInSpace.ru и активной ссылки на www.WalkInSpace.ru.

Используются технологии uCoz


Яндекс.Метрика