WalkInSpace.ru - Ракеты семейства «Дельта»
Главная Новости Форум Поиск



Авиационно-космические системы США

<<<Назад Страница 107 Далее>>>

Ракеты семейства «Дельта»

В отличие от ракет «Тор» семейство «Дельта» имеет более обстоятельную (но и не без противоречий) библиографию. Что, впрочем, неудивительно — на протяжении сорока лет эксплуатации эти созданные по заказу NASA ракеты применялись в основном в рамках гражданских, в том числе и коммерческих, проектов. Высокая надежность и экономичность по-прежнему выделяют РН «Дельта» среди прочих транспортных систем.

Максимальное использование уже готовых и отработанных элементов стало основополагающим принципом разработки моделей семейства. Поэтому за всю историю программы был проведен только один демонстрационный полет новой ракеты, причем это событие, несколько подпортившее статистику, произошло только в 2000 г.

Контракт на создание трехступенчатой РН, способной выводить на орбиту высотой 480 км спутники массой 218 кг или на траекторию межпланетных перелетов аппараты массой 45 кг, компания «Douglas» получила от Центра Годдарда весной 1959 г. Новая транспортная система с фирменным обозначением DM-19 проектировалась на базе ракеты «Тор-Эйбл», применявшейся для выведения лунных зондов.

Первая ступень модели, общая масса которой составила 51 т, а высота 28 м, представляла собой типовую ракету «Тор» с двигательной установкой МВ-3 тягой 68 т.

Вторая ступень, собственное имя которой— «Дельта»— и дало название всему семейству, практически не отличалась от блока «Эйбл»: при диаметре 0,84 м ее длина составляла 4,8 м (без переходника). Модифицированная ступень массой 1,8 т оснащалась двигателем AJ10-142 тягой 3,4 т. Эта силовая установка фирмы «Aerojet» работала на белой дымящей азотной кислоте и НДМГ.

Третья ступень массой 226 кг, которая вместе с полезным грузом полностью закрывалась головным обтекателем, комплектовалась РДТТ X-248-A5D тягой 1,36 т, изготовленным фирмой «Hercules» в Лаборатории ABL.

Система управления РН включала в себя автопилот, установленный на ступени «Тор», и радиокомандную систему наведения фирмы «Bell Telephone Laboratories» (BTL).


Ракета «Тор-Дельта» — базовая модель будущего семейства

Активный участок первой ступени ракеты «Дельта» длился 160 с, после чего сразу же осуществлялся запуск второй ступени. Сброс головного обтекателя производился примерно на 180 с полета. Управление РН при работе второй ступени в течение 115—120 с выполнялось маршевым ЖРД и реактивными соплами, которые также обеспечивали стабилизацию блока в ходе пассивного полета продолжительностью около 15 мин.

Третья ступень с полезным грузом стабилизировалась вращением со скоростью 120 об/мин, для чего использовалось специальное устройство («стол»). Закрутку блока перед его отделением от второй ступени обеспечивали небольшие РДТТ, ориентированные по касательной к поворотной части стола. Расчетное время работы верхней ступени составляло примерно 40 с. Затем приводились в действие двигатели, снижавшие скорость вращения ступени, и происходило отделение КА.

Примечательно, что эксплуатация одной из самых надежных РН началась в мае 1960 г. с аварийного старта — на этапе пассивного полета второй ступени произошел отказ управляющих сопел системы стабилизации. Тем не менее последовавшие за ним успешные полеты новой транспортной системы все больше и больше свидетельствовали о высоком уровне надежности ракет «Дельта» (вторая авария случилась лишь при 24 запуске в 1964 г.).

По своим энергетическим и экономическим параметрам ракеты «Дельта» оказались весьма эффективным средством выведения КА гражданского назначения. Поэтому не случайно первый частновладельческий спутник «Телстар-1», разработанный на средства телекоммуникационной компании «American Telephone and Telegraph», был доставлен в космос именно этой РН (лето 1962 г.). Цена, назначенная NASA за выведение этого аппарата массой 77,5 кг на эллиптическую орбиту, составила 2,9 млн долл. (или 13,4 млн долл. по курсу 2000 г.).

Первые заказанные NASA двенадцать ракет «Дельта» серии БМ-19были израсходованы в течение двух лет. Осенью 1961 г. компания «Douglas» приступила к разработке усовершенствованной модели семейства.

С тех пор работы по модернизации ракет «Дельта» ведутся постоянно. В первое десятилетие новые модификации появлялись практически ежегодно. К настоящему времени общие количество моделей семейства (с учетом созданных по программе EELV) перевалило за 30 наименований.

В связи с этим автор счел допустимым представить формализованное описание ракет «Дельта» с указанием основных их отличий от предшествующих изделий. (Благо обстоятельные публикации с подобным изложением материала позволяют это сделать цо большинству ранних моделей семейства.) Новые элементы РН отмечены знаком "+", для блоков, оставшихся без изменений, дана лишь краткая характеристика.


<<<Назад Страница 107 Далее>>>



WalkInSpace.Ru

Правила:

«Путешествие в космос» © 2017

Использование материалов допускается при условии указания авторства WalkInSpace.ru и активной ссылки на www.WalkInSpace.ru.



Яндекс.Метрика