WalkInSpace.ru - Проект «Морской старт»
Главная Новости Форум Поиск



Авиационно-космические системы США

<<<Назад Страница 127 Далее>>>

Проект «Морской старт»

Первая половина 1990-х годов была отмечена началом активного передела американского рынка пусковых услуг. В результате административно-структурных преобразований многие фирмы, занимавшиеся разработкой и эксплуатацией ТКС, поменяли свою корпоративную принадлежность. Тем не менее новообразованные крупные компании по-прежнему не могли оказать серьезную конкуренцию консорциуму «Arianespace», проводившему в то время до 60% коммерческих стартов.

Одним из вариантов решения данной проблемы стало создание с российскими организациями совместных фирм с задачами продвижения на международном рынке их весьма эффективных и относительно дешевых РН. По такому пути пошла компания Lockheed, создав предприятие LKEI для Маркетинга ракет «Протон».

В 1995 г., находясь в аналогичной ситуации, корпорация «Boeing» приступает к реализации более изящного как в техническом, так и в организационном отношении проекта: выделив значительные финансовые средства, она создает международное объединение «Sea Launch» («Морской старт») для разработки мобильного стартового комплекса ракет «3eHHT-3SL».

Предложения по запускам РН с морских стартовых площадок изучались специалистами не одно десятилетие. В 1961 г. наряду с другими фирмами компания «Boeing» была привлечена ВМС к изучению возможностей использования плавучих доков для запусков ракет класса «Атлас-Центавр». Применявшиеся в годы Второй мировой войны для ремонта эсминцев доки длиной 150 м позволяли размещать на борту оборудование общей массой 3500 т. Пуски ракет предполагалось проводить с мелководья, допускавшим подвеску доков на выдвижных опорах.

Работы по военной программе вскоре прекратились, но идея стартовой платформы, установленной на прибрежном шельфе, была реализована спустя несколько лет для ракет «Скаут». Пусковая площадка, официально принадлежавшая Италии, была развернута у побережья Кении.

Мобильный стартовый комплекс морского базирования обладает рядом важных преимуществ, из которых главнейшим следует назвать увеличение грузоподъемности РН по мере приближения точки запуска к экватору. Так, например, при старте с космодрома Байконур ракета «Зенит-3» доставляет на переходную орбиту спутники массой 3,5 т, тогда как при проведении старта с более низких широт этот показатель увеличивается до 6 т (в середине 1990-х среди коммерческих транспортных систем большую грузоподъемность имела лишь европейская ракета «Ариан-5»).

Поэтому при успешной реализации проекта «Морской старт» корпорация «Boeing», тогда еще не располагавшая средствами выведения КА, сразу же становилась влиятельным участником рынка пусковых услуг и основным конкурентом консорциума «Arianespace».

Морской старт из удаленных районов позволяет проводить полеты по любым азимутам без ограничений, накладываемых требованиями безопасности населения и судоходства. Он также исключает необходимость отчуждения значительных площадей под районы падения отработанных ступеней и головного обтекателя. А использование нетоксичных компонентов (на всех трех ступенях ракеты «Зенит-З» применяется жидкий кислород и керосин) сводит к минимуму экологический ущерб при аварии. Кроме того, собственный стартовый комплекс дает возможность проводить запуски в любое время без согласования сроков с военными организациями, эксплуатирующими обычные космодромы.

Немаловажной особенностью проекта «Морской старт» стали относительно низкие затраты на создание необходимых средств обеспечения запуска. Вся наземная (точнее, морская) инфраструктура нового космодрома включает в себя лишь два элемента — сборочно-командное судно (СКС) и стартовую платформу. Данное обстоятельство непосредственно связано с техническими и эксплуатационными характеристиками ракеты «Зенит-З», отличающейся высокой степенью автоматизации процессов предстартовой подготовки.

Ракеты семейства «Зенит» разрабатывались в 1970—80-е годы специалистами государственного конструкторского бюро «Южное» (Украина). Работы велись параллельно с созданием тяжелой транспортной системы «Энергия» — ее жидкостный стартовый ускоритель и первая ступень ракеты «Зенит-2» (базового изделия семейства) имеют схожую конструкцию.

Первая ступень ракеты «Зенит-3» комплектуется четырех-камерным кислородно-керосиновым двигателем РД-171с тягой 740 т на уровне моря. На сегодняшний день это самый мощный ЖРД в мире.


<<<Назад Страница 127 Далее>>>



WalkInSpace.Ru

Правила:

«Путешествие в космос» © 2017

Использование материалов допускается при условии указания авторства WalkInSpace.ru и активной ссылки на www.WalkInSpace.ru.



Яндекс.Метрика