WalkInSpace.ru - «Мыс Канаверал» (Часть 3)
Главная Новости Форум Поиск



Авиационно-космические системы США

<<<Назад Страница 153 Далее>>>

«Мыс Канаверал» (Часть 3)

Работы по предстартовой подготовке системы «Спейс Шаттл» контролируются из центра управления запуском LCC (Launch Control Center), расположенного вблизи корпуса VAB. Сразу же после взлета МТКС функции управления полетом передаются в Центр Джонсона (Хьюстон, шт. Техас).

Административный центр по эксплуатации стартовых комплексов ракет-носителей, большинство которых находятся на территории станции ВВС «Мыс Канаверал», размещен в производственной зоне этого подразделения. Здесь же располагаются многие вспомогательные корпуса и сооружения, используемые для предстартового обслуживания РН и полезных грузов.

Тем не менее важной составной частью космодрома на м. Канаверал в последние годы стала техническая база фирмы «Astrotech Space Operations^, осуществляющей на коммерческой основе предполетную цодготовку многих КА: окончательную сборку спутника с разгонным блоком, его заправку, установку в транспортировочном контейнере (при выведении на МТКС) или под головным обтекателем ракеты-носителя и даже контроль за состоянием объекта в отсеке полезного груза транспортной системы, уже находящейся на стартовой площадке.

Фирма «Astrotech», ныне входящая в состав компании «Spacehab», была образована в 1981 г. с задачами проведения предстартовой подготовки коммерческих грузов МТКС «Спейс Шаттл». Поскольку учредителями новой фирмы стали бывшие сотрудники NASA, то заказы на выполнение работ не заставили себя ждать. Среди подготовленных ею к запуску на МТКС объектов числятся такие коммерческие спутники, как «Аник», SBS, «Телстар», «Палапа».

Основные технические сооружения (пять корпусов с рабочей площадью 7400 м2) фирма «Astrotech» построила в расположенном вблизи от космодрома городке Тайтесвилл. Общая площадь, занятая фирмой, составила 162 тыс. м2.

Корпус 1 и прилегающий к нему 1А используются для контрольных проверок и подготовки КА. В первом здании длиной 61м, шириной 38 м и высотой 15 м имеются три рабочих зала площадью по 223 м2, в которых поддерживается повышенный уровень чистоты класса 100 000. Общая для всех трех пролетов шлюзовая камера имеет ворота в рабочий зал корпуса 1А, ширина которого (зала) составляет 15,6 м, длина — 38 м, а высота — 18,3 м. Одновременно в этих двух корпусах можно проводить обслуживание до четырех аппаратов.

Корпус 2 размером 48,5 х 34 х 15 м предназначается для пожаро-взрывоопасных работ» связанных с заправкой КА, стыковкой его с двигателем, установкой пиротехнических устройств и т.п. Поэтому три рабочих зала корпуса разделены усиленными перегородками. Кроме того, в здании находится помещение с балансировочным устройством.

Корпуса 3 и 4 отведены под складские помещения; первый из них, где хранятся особо важные компоненты и агрегаты, оборудован системой кондиционирования.

Корпус 5 используется для размещения представителей организации-владельца или разработчика КА.

В конце 1980-х годов фирма «Astrotech» стала проводить подготовку аппаратов, выводимых одноразовыми РН. Полный цикл работ с типовым спутником. связи занимает примерно полтора месяца и предусматривает следующие этапы:

— Т-40 дней: аппарат доставляется в корпус 1 для комплексной проверки и обслуживания;

— Т-30 дней: аппарат перевозится в корпус 2 для заправки топливом;

— Т-15 дней: установка спутника на переходнике РН, стыковка коммуникаций;

— Т-14 дней: установка и герметизация изделия под головным обтекателем;

— Т-11дней: доставка на стартовую площадку и монтаж на ракете, с последующим контролем за состоянием бортовых систем аппарата до момента старта ракеты.

В общей сложности за весь период существования фирма «Astrotech» провела работы с более чем 100 космическими аппаратами, в том числе принадлежащими NASA и военным организациям. При средней пропускной способности 8 спутников в год однажды этот показатель составил 15 аппаратов. Расценки на обслуживание одного объекта колеблются в пределах 600—800 тыс. долл.

Важным этапом в деятельности фирмы «Astrotech» стала программа EELV. Оба участника программы — корпорации «Boeing» и «Lockheed Martin» — заключили с фирмой соглашения о привлечении ее к работам по обслуживанию полезных грузов, которые будут выводиться ракетами «Дельта-4» и «Атлас-5». Финансовые гарантии корпораций позволили фирме «Astrotech» качественно обновить свою техническую базу. Для обслуживания грузов новых РН фирма построила новый монтажно-испытательный корпус стоимостью 30 млн долл. (все ее прежние сооружения оцениваются в 20 млн долл.).

Здание длиной 85,4 м, шириной 73 м и высотой 37,8 м имеет полезную площадь 4650 м2. Оно рассчитано на выполнение всего комплекса работ по обслуживанию полезных грузов ракет «Дельта» и «Атлас». Внушительные габариты корпуса были обусловлены различными схемами предстартовой подготовки К А для этих транспортных систем. Горизонтальные операции с обтекателями ракет «Дельта» предопределили длину рабочих залов, а вертикальный монтаж обтекателей ракет «Атлас» — высоту рабочих пролетов.

Корпус имеет два рабочих зала размерами 15,3x18,3м и высотой 25,3 м. Каждый из них оснащен краном грузоподъемностью до 30 т. Заправка спутников топливом и установка пиротехнического оборудования может производиться сразу же в рабочих пролетах либо в монтажном зале, перед установкой головного обтекателя. Последнее помещение имеет ширину 20 м и длину 24,4 м, под потолком на высоте 35 м смонтирован кран мощностью 50 т. После монтажа головного обтекателя с КА сборка перевозится в шлюзовую камеру размерами 38,7 х 30 х 31 м, откуда она доставляется на стартовую площадку. (Также в здании предусмотрено еще два зала под хранение и обслуживание головных обтекателей для будущих полетов.)

Производственные возможности нового корпуса рассчитаны на работы с тремя спутниками — для одиночного и парного выведения. При необходимости с некоторыми ограничениями можно будет одновременно готовить четыре объекта для двух парных запусков.

Как и раньше, фирма «Astrotech» обеспечивает контроль за состоянием бортовых систем К А вплоть до взлета ракеты. В этих целях от монтажного корпуса к стартовым площадкам LC-37 и LC-41 были проложены оптико-волоконные линии связи.

Исторически сложилось так, что сборка ракет семейств «Атлас» и «Дельта» осуществляется непосредственно на стартовой площадке (так называемая смешанная или совмещенная схема подготовки). Данный метод, освоенный при эксплуатации боевых ракет, не требует значительных по размерам сооружений и корпусов.

Однако по мере развития ракет данных семейств (увеличения их габаритов, количества ступеней и т.п.) расширялась и их техническая база. В результате число зданий, использовавшихся компаниями «Lockheed Martin» и «Boeing» для подготовки своих ракет, достигало нескольких десятков. Новые модели семейств «Атлас-5» и «Дельта-4» качественно отличаются от своих предшественниц. За счет компактного размещения служб технической позиции предполагается существенно сократить затраты на предстартовую подготовку.


Схема космодрома Канаверал: А — административно-техническая зона станции ВВС «Мыс Канаверал», Б— административно-техническая зона Центра Кеннеди, В — корпус VIB, Г — корпус SMAB, Д — корпус SMARF

Поскольку стартовые комплексы старых и новых ракет «Атлас», «Титан» и «Дельта» отчасти уже описаны в соответствующих разделах книги, то ниже приводятся общие сведения по пусковым площадкам космодрома Канаверал, а именно: номер стартовой площадки, применение (в хронологической последовательности) и современное состояние.

Стартовая зона А (как и три последующие, представляет собой бетонированную площадку для мобильных пусковых установок; все четыре зоны располагаются на самой оконечности мыса), крылатая ракета «Матадор». Не применяется.

Стартовая зона В, ракета «Матадор». Не применяется.

Стартовые зоны С и D. Не применяются.

LC-1 и LC-2 — крылатые ракеты «Снарк», «Матадор», вертолетная площадка для обеспечения программы «Меркурий», устройства запуска исследовательских аэростатов. Демонтирована.

LC-3 — ракеты V-2/WAC-Corporal («Бампер» — первый ракетный запуск с полигона, 1950 г.), «Бомарк», «Матадор», «Хьюго», Х-17 (отработка головных частей МБР), БРПЛ «Поларис», медицинская служба по программе «Меркурий», балансировочная установка для ракет «Тор» и «Дельта», устройства запуска аэростатов. Демонтирована.

LC-4 — ракета, оперативно-тактическая ракета «Редстоун», ракеты «Джасон», «Хьюго», медицинская служба по программе «Меркурий», балансировочная установка для ракет «Тор» и «Дельта», устройства запуска аэростатов. Демонтирована.

LC-5 — ракеты «Редстоун» (первые два запуска на суборбитальные траектории пилотируемых кораблей «Меркурий», 1961г.), «Юпитер», РН «Юнона-1» (1958 г.), «Юнона-2» (1958—1959 гг.), музейная экспозиция с 1964 г.

LC-6— ракета «Юпитер», музейная экспозиция.

LC-7 и LC-8 —не строились.

LC-9— крылатая ракета «Навахо» («Navaho», включая запуск по проекту Rise для изучения условий полета на скоростях до М=3). Демонтирована в 1960 г. Позднее ее территория была отведена под комплексы 31 и 32.

LC-10— ракеты «Навахо», «Джасон». Демонтирована в 1960 г. Позднее ее территория была отведена под комплексы 31 и 32.

LC-11 — МБР «Атлас» (запуск спутника «Score» в 1958 г.). Демонтирована в 1965 г.

LC-12— МБР «Атлас», РН «Атлас-Эйбл», «Атлас-Адже-на» (запуски КА«Маринер», «Рейнджер»). Демонтирована.

LC-13— МБР «Атлас», РН «Атлас-Аджена». Не применяется с 1978 г.

LC-14 — МБР и РН «Атлас» (запуски пилотируемых кораблей «Меркурий»), «Атлас-Эйбл», «Атлас-Аджена» (включая запуски по программе «Джемини»). Демонтирована в 1976 г.

LC-15 — МБР «Титан-1», «Титан-2». Демонтирована в 1967 г.

LC-16— боевые ракеты «Титан-1», «Титан-2», «Першинг-1», «Першинг-1А», «Першинг-2». Установка для статических испытаний. Не применяется.

LC-17A — БРСД «Тор», РН «Тор-ЭйДл», «Дельта», «Тор-Эйбл-Стар», «Дельта» (до моделей «Дельта-2»). В эксплуатации компании «Boeing».

LC-17B— БРСД «Тор» (включая запуски на суборбитальные траектории аппаратов «Asset»), РН «Тор-Эйбл-Стар», «Дельта», «Дельта-2», «Дельта-3» (1998—2000 гг., одновременно площадка использовалась и для запусков предшествующей модели). В эксплуатации компании «Boeing».

LC-18A — высотная ракета «Викинг», РН «Авангард», ракета «Малый Голубой Скаут». Демонтирована.

LC-18B — БРСД «Тор», РН «Голубой Скаут», высотная ракета «Скаут». Демонтирована.

LC-19 — МБР «Титан-1», «Титан-2» (включая запуски пилотируемых кораблей «Джемини»). Демонтирована.

LC-20 — МБР «Титан-1», РН «Титан-ЗА», высотные ракеты «Старберд» для отработки систем ПРО (1990 г.), «Джауст-1» для проведения коммерческих экспериментов в условиях микрогравитации, «Ариес» (1991—1993 гг.). Передана организации «Florida Space Authority» (прежнее название «Florida Spaceport Authority») в коммерческую эксплуатацию.

LC-21 (наклонная шахта)— ракеты «Бул Гуз», «Мейс». Демонтирована.

LC-22 (наклонная шахта) — ракеты «Бул Гуз», «Матадор», «Мейс». Демонтирована.

LC-23 и LC-24 — предлагались для испытаний БРСД «Юпитер» морского базирования. Не строились.

LC-25A — БРПЛ «Поларис». Демонтирована.

LC-25B (с элементами корабельного оборудования) — БРПЛ «Поларис». Демонтирована в 1969 г.

LC-25C и LC-25D — БРПЛ «Посейдон», «Трайдент». Не применяется.

LC-26A— РН «Юнона-1» (запуск первого американского спутника, 1958 г.), боевые и суборбитальные ракеты «Юпитер» и «Редстоун», музейная экспозиция.

LC-26B — БРСД «Юпитер», РН «Юнона-2» (1959—1961 гг.), музейная экспозиция.

LC-27 и LC-28 — нб строились.

LC-29A— боевые ракеты «Поларис», «Трайдент», «Чева-лайн» (Великобритания). Не применяется.

LC-29B — не строилась.

LC-30A и LC-30B — оперативно-тактическая ракета «Першинг». Демонтировайа в 1968 г.

ЬС-31Аи LC-31В (вертикальная шахта) — боевые ракеты «Минитмен» и «Першинг-1 А». Демонтирована.

LC-32A и LC-32B (вертикальная шахта) — боевые ракеты «Минитмен» и «Першинг-1А». Демонтирована. В 1987 г. на территории комплексов 31 и 32 были законсервированы обломки корабля «Челленджер».

LC-33 — не строилась.

LC-34— РН «Сатурн-1», «Сатурн-IB» (выведение пилотируемого корабля «Аполлон-7»; запуск этого аппарата в 1968 г. стал последним пилотируемым полетом, осуществленным NASA с территории станции ВВС «Мыс Канаверал»). Демонтирована в 1972 г.

LC-35 — не строилась.

LC-36A— РН «Атлас-Центавр», испытательный стенд для разгонного блока «Центавр-G» (аннулированный проект), РН «Атлас-2» (1992—2004 гг.).

LC-36B — РН «Атлас-Центавр», «Атлас-1», «Атлас-2», «Атлас-3» (2000—2005 гг.).

LC-37A— построена для ракет «Сатурн-1». Никогда не использовалась. Демонтирована в 1972 г.

LC-37B— РН «Сатурн-1» и «Сатурн-IB». Демонтирована в 1972 г. Заново построена для ракет «Дельта-4», в эксплуатации с 2002 г.

LC-38 — проект универсальной площадки для ракет «Атлас-Центавр» и «Атлас-Аджена». Не строилась.

Стартовые площадки комплекса LC-39 расположены на территории Центра Кеннеди и эксплуатируются NASA.

LC-39A— РН «Сатурн-5» (лунные экспедиции, выведение орбитальной станции «Скайлэб»), МТКС «Спейс Шаттл» (с 1981 г.). В эксплуатации.

LC-39B— РН «Сатурн-5», «Сатурн-IB» (запуски кораблей «Аполлон» с экипажами станции «Скайлэб», по проекту «Апол-лон-Союз»), МТКС «Спейс Шаттл» (с 1986 г.). В эксплуатации.

LC-39C, LC-39D и LC-39DW — предлагались для РН «Са-турн-5». Не строились.

LC-40 — РН «Титан-ЗС», «Титан-34Б», «Титан-3», «Ти-тан-4» (1994—2005 гг.).

LC-41 (расположена на площади 1,44 км2, предоставленной ВВС Центром Кеннеди)— РН «Титан-ЗС», «Титан-ЗЕ», «Ти-тан-4» (1989—1999 гг.). Переоборудована для ракет «Атлас-5», в эксплуатации с 2002 г.

LC-42 — предлагалась для ракет «Титан-ЗС». Не строилась.

LC-43 — высотные метеорологические ракеты. Не приме-v няется.

LC-45 — мобильный ракетный комплекс «Роланд». Не применяется.

LC-46 — БРПЛ «Трайдент-2» (первый испытательный запуск состоялся в 1987 г.), РН «Афина» (1998—1999 гг.). Эксплуатируется на коммерческой основе организацией «Florida Space Authority» (FSA).

LC-47 — высотные ракеты. Осенью 2003 г. передана ВВС организации FSA, которая будет продолжать ее эксплуатацию вместе с учебными организациями.


<<<Назад Страница 153 Далее>>>



WalkInSpace.Ru

Правила:

«Путешествие в космос» © 2024

Использование материалов допускается при условии указания авторства WalkInSpace.ru и активной ссылки на www.WalkInSpace.ru.

Используются технологии uCoz


Яндекс.Метрика