WalkInSpace.ru - ГЛАВА 9. Коммерческие космодромы
Главная Новости Форум Поиск



Авиационно-космические системы США

<<<Назад Страница 157 Далее>>>

ГЛАВА 9. Коммерческие космодромы

Серьезной проблемой в отношениях между ВВС и частными компаниями, эксплуатирующими ТКС, являются задержки стартов ракет с коммерческими спутниками при необходимости выведения высокоприоритетных грузов по правительственным программам. Частные владельцы даже за 20—30%-ное снижение стоимости запусков своих аппаратов не соглашаются на отсрочки. Подобные обстоятельства стали одной из причин неудач американских компаний на международном рынке средств выведения.

Наиболее предпочтительным решением проблемы является создание коммерческих космодромов. Первой организацией, разработавшей собственный стартовый комплекс, стала компания «EER Systems». На гражданском полигоне Уоллопс с относительно низкой интенсивностью эксплуатации ею была построена пусковая площадка для ракет «Конестога». В качестве другого примера можно назвать создание в рамках международного проекта «Sea Launch» морского стартового комплекса ракет «Зенит».

Однако в большинстве случаев коммерческие организации предпочитают развертывать необходимую для обеспечения запусков ракет инфраструктуру на территории действующих полигонов, проводя модернизацию предоставленных им в аренду сооружений и корпусов.

Организация «Florida Space Authority» (FSA), основанная в 1989 г. под названием «Florida Spaceport Authority», занимается вопросами коммерческого использования технических средств полигона на м. Канаверал.

Центр Western Commercial Space Center (WCSC) вместе со своим коммерческим подрядчиком— фирмой «California Commercial Spaceport» (CCS) создал частновладельческий космодром на базе Ванденберг.

Космический центр шт. Виргиния VSFC (Virginia Space Flight Center), располагающий двумя коммерческими площадками на о. Уоллопс, готов к проведению запусков РН легкого и среднего классов.

Четвертой организацией, получившей от Управления FAA лицензию на создание коммерческого космодрома, стала корпорация «Alaska Aerospace Development Corp» (AADC). На острове Кадьяк (шт. Аляска), ставшим четвертым американским космодромом, ею развернута инфраструктура для запуска высотных ракет и ракет-носителей.

Управление коммерциализации космоса шт. Нью-Мекси-ко NMOSC (New Mexico Office of Space Commercialization) предполагает создать на территории армейского полигона Уайт-Сэндз техническую базу для запусков и послеполетного обслуживания перспективных транспортных систем.

Названные организации находятся на различных стадиях реализации своих проектов, отличающихся друг от друга как по объему работ, так и по требуемым капиталовложениям. Основные свои задачи на ближайшее время они видят в привлечении к своей деятельности внимания государственных структур с целью получения федеральных субсидий. Наибольших успехов в этом добились организации FSA и WCSC.

В создании коммерческого космодрома на м. Канаверал были заинтересованы многие правительственные ведомства. Занимающаяся этим проектом организация FSA получила от администрации штата Флорида около 15 млн долл. Финансовую поддержку проекту также оказали NASA, ВВС и некоторые промышленные компании. Основными элементами космодрома стали переоборудованные стартовые комплексы LC-20 и LC-46, ранее использовавшиеся для запусков боевых ракет. На последнем комплексе была создана передвижная башня обслуживания, а также пусковая площадка, предназначенная в основном для ракет, использующих на первых ступенях РДТТ «Кастор-120».

В январе 1998 г. компания FSA провела свой первый космический запуск — с площадки LC-46 стартовала ракета «Афи-на-2»; второй такой старт состоялся год спустя. Одновременно с этим производились запуски высотных ракет.

Модернизацию стартового комплекса LC-20 организация FSA завершила в конце 1999 г. В соответствии с исходным проектом, для обеспечения оперативного запуска ракет различных типов в его составе должны использоваться четыре стартовые площадки — три для запусков высотных ракет и одна для РН легкого класса.

В связи со спадом потребностей в выведении малых спутников компания FSA расширяет сферу деятельности на полигоне, предоставляя финансовые кредиты или оказывая посреднические услуги. Так, например, для модернизации стартового комплекса LC-41 ракет «Атлас-5» организация выделила 300 млн долл. Получив в обмен за инвестиции права юридической собственности на эту пусковую площадку организация FSA сдает ее теперь в аренду компании «Lockheed Martin».


Подготовка к первому коммерческому запуску с площадки LC-46 — на пусковом устройстве ракета «Афина-2»

Для создания коммерческой пусковой площадки SLF (Spaceport Launch Facility) на базе Ванденберг ВВС передали центру WCSC в аренду сроком на 25 лет законсервированный корпус предстартовой подготовки полезного груза МТКС «Спейс Шаттл» и прилегающую к нему территорию площадью 0,1 км2. В соответствии с условиями договора стоимость арендной платы организации WCSC составит 70 тыс. долл. в год, кроме того, она также будет ежемесячно перечислять ВВС 10 тыс. долл. за эксплуатационные издержки и услуги вспомогательных технических служб базы.

На предоставленном участке организация WCSC развернула основные сооружения для запусков РН легкого и среднего классов грузоподъемностью 0,14—2,2 т при выведении объектов на полярные орбиты. В состав технической и стартовой позиций нового космического центра включены два монтаж-но-испытательных корпуса, здание вспомогательных служб, две мобильные пусковые платформы и одна стартовая площадка. В корпусе подготовки полезного груза МТКС, получившем новое название Integrated Processing Facility (IPF), выполняется сборка и предполетное обслуживание основных элементов РН и полезного груза, там же оборудован центр управления запусками. По первоначальной смете общие затраты на создание космодрома оценивались в 20—25 млн долл.

Для непосредственной реализации проекта организация WCSC, компания CCS и поддерживающая проект корпорация ITT Federal Services образовали совместное предприятие «Spaceport Systems International» (SSI). Строительство основных сооружений космодрома, длившееся около четырех лет, было завершено в мае 1999 г.

Первый космический запуск с нового стартового комплекса был осуществлен в январе 2000 г. — с помощью ракеты «Минотавр» в космос было выведено несколько военных спутников. Второй старт этой же ракеты состоялся спустя полгода. В целом технические сооружения космодрома рассчитаны на проведение 24 стартов в год.

Полная загрузка космодрома в ближайшее время не представляется возможной. Поэтому, как и организация FSA, фирма SSI переориентирует свою деятельность. Теперь основные доходы компании связаны с предстартовой подготовкой правительственных КА, в первую очередь NASA и управления NRO, с которыми подписаны долгосрочные контракты.

Основным конкурентом фирмы SSI по обеспечению запусков спутников на полярные орбиты является корпорация AADC, построившая стартовый комплекс на Аляске. При всей отдаленности острова Кадьяк от промышленных центров на нем имеется вся необходимая инфраструктура для приема различных грузов, доставляемых как воздушным, так и морским транспортом. Географическое положение острова и отсутствие населенных мест позволяют выводить спутники на-орбиты с такими наклонениями, какие не могут быть обеспечены без дополнительных энергозатрат при запусках с базы Ванденберг. Кроме того, несмотря на некоторые дополнительные расходы, создание космодрома за пределами действующих полигонов дало важное преимущество: оговоренная очередность коммерческих запусков не нарушается стартами с аппаратами правительственных организаций.

Для создания космодрома корпорация AADC, организованная по инициативе администрации штата Аляска в 1§91 г., получила в аренду сроком на 30 лет территорию площадью 1255 га. Непосредственно строительством основных сооружений стартового комплекса, продолжавшимся с января 1998 г. до осени 1999 г., занималась фирма «BRPH Architects Engineers Inc».

В состав инфраструктуры космодрома, общая стоимость которого составила 40 млн долл., вошли центр управления запуском LCMC (Launch Control and Management Center), монтажно-испытательный корпус IPF (Integration and Processing Facility), корпус предполетного обслуживания полезного груза PPF (Payload Processing Facility), контейнер транспортировки полезного груза SCAT (Spacecraft Assemblies Transfer Facility) и стартовая площадка с башней обслуживания ангарного типа.

Центр управления запуском LCMC, удаленный от стартовой площадки на 3,2 км, размещен в корпусе площадью 1300 м2. Вычислительный комплекс центра оснащен спаренными компьютерами «SGI Origin» 2000, операторский зал рассчитан на 25—30 рабочих мест. Программное обеспечение комплекса стоимостью 1,2 млн долл., позволяющее контролировать весь ход предстартовых операций, было предоставлено NASA.

Сборка ракет проводится в монтажном корпусе IPF размерами 15 х 30 м, а предполетная подготовка КА в корпусе PPF. Последнее здание имеет шлюзовую камеру размерами 12 х 18 м и рабочий зал таких же размеров. Система фильтров обеспечивают чистоту в рабочем помещении на уровне классов «100 000» или «10 000».

Одним из основных требований, определенных для технических средств космодрома, было обеспечение возможностей проведения всего цикла работ при любых погодных условиях. Поэтому для доставки полезного груза к стартовой площадке был изготовлен специальный транспортировочный контейнер SCAT с автономной системой терморегулирования. В этих же целях расположенная на стартовой площадке поворотная башня обслуживания высотой 51 м проектировалась как крытое сооружение с системой кондиционирования. Разделение и откат сегментов башни производится за час до запуска ракеты.

Стартовая площадка приспособлена для проведения запусков твердотопливных ракет, использующих на первых ступенях РДТТ класса «Кастор-120». В перспективе планируется подготовить оборудование для обеспечения стартов жидкостных ракет.

Впервые отдельные элементы космодрома были испытаны в ноябре 1998 г. при проведении запуска высотной ракеты AIT-1 с целью калибровки радиолокационного комплекса базы ВВС «Бил» (шт. Калифорния) — важного компонента системы ПРО; второй такой же полет (AIT-2) состоялся в сентябре 1999 г. Затраты на обеспечение этих стартов, которые выполнялись с временных пусковых площадок, для заказчика (ВВС) составили 1,3 и 0,83 млн долл. соответственно.

Штатная эксплуатация нового космодрома началась в августе 2001 г. с запуска ракеты «Афина» с несколькими малыми спутниками.

В связи с сокращением числа запусков КА легкого класса (что вынудило компанию «Lockheed Martin» приостановить производство РН семейства «Афина») корпорация AADC сосредоточила свое внимание на обеспечении военных проектов, в первую очередь по программам противоракетной обороны. Успешной работе в этом направлении способствует географическое положение космодрома, благодаря которому предоставляются широкие возможности по формированию различных траекторий при запусках исследовательских ракет и ракет-мишеней.

Позиции молодой компании в данном сегменте рынка существенно укрепились после запуска в апреле 2002 г. ракеты QRLV («Quick Reaction Launch Vehicle» — «Ракета оперативного запуска»). Начиная с 2005 г. с территории нового космодрома будут осуществляться запуски ракет-мишеней для отработки элементов ПРО. Если полеты ракет AIT осуществлялись практически вдоль тихоокеанского побережья Северной Америки, то запуски мишеней с о. Кадьяк будут производиться в направлении атолла Кваджалейн, откуда должны стартовать ракеты-перехватчики.

Итак, как на рынке лусковых услуг, так и в сфере обеспечения запусков ТКС, в первую очередь легкого класса, идет достаточно жесткая конкурентная борьба (стартовые комплексы средних и тяжелых РН обслуживают сами разработчики этих ракет). В связи со спадом деловой активности в области разработки и эксплуатации орбитальных группировок, состоящих из малых спутников, компании, создавшие коммерческие стартовые комплексы, вынуждены переориентироваться на сотрудничество с правительственными организациями, все более вливаясь в уже сложившуюся инфраструктуру федеральных полигонов.

В свою очередь и ВВС, и NASA все активнее привлекают коммерческие фирмы к текущей эксплуатации космодромов. При этом во избежание дублирования работ и для повышения эффективности использования имеющихся средств обе правительственные организации проводят согласованную контрактную политику. Также при участии всех заинтересованных сторон ВВС и NASA совместно вырабатывают общую стратегию развития вверенных им полигонов.


<<<Назад Страница 157 Далее>>>



WalkInSpace.Ru

Правила:

«Путешествие в космос» © 2017

Использование материалов допускается при условии указания авторства WalkInSpace.ru и активной ссылки на www.WalkInSpace.ru.



Яндекс.Метрика