WalkInSpace.ru - Комета Кроммелина

Беседы о кометах

Комета Кроммелина

27 октября 1928 года Масамицу Ямадзаки на станции широтных наблюдений, расположенной в Мицузаве (префектура Ивате), производил поиск комет на своем самодельном 20-сантиметровом телескопе-рефлекторе. Ямадзаки, выходец из префектуры Коти, в молодые годы уехал в Америку, где ему довелось работать на Ликской обсерватории. Усиленно занимаясь, он окончил Калифорнийский университет и в 1922 году вернулся в Японию дипломированным астрономом, получившим образование за границей. Во время пребывания в США он изучил, в частности, технику шлифовки зеркал, применяемых в телескопах-рефлекторах, И, прибыв в Японию, продолжал осваивать и развивать эту отрасль астрономического приборостроения.

Станция широтных наблюдений является в Японии научно-исследовательской организацией, подчиненной непосредственно министерству просвещения. На ней используется специальный зенит-телескоп для наблюдений по программе Международной службы движения полюсов Земли. Подобного типа телескопы установлены также в районе Юкайа (США), в Карлофортэ (Италия) и в Китабе (Советский Союз), причем все эти пункты расположены на одной параллели — 39°8' с. ш. Наблюдения, звезд с помощью этих телескопов позволяют выявлять колебания оси вращения земного шара.

Ямадзаки работал техником-оператором на упомянутой станции, а в промежутках между сеансами широтных наблюдений занимался давно полюбившимся ему делом — поиском комет и наблюдениями звезд с переменной яркостью. Он открыл в созвездии Льва комету 10-й звездной величины, то есть такую, которая по яркости была в 40 раз слабее самой слабой звезды, еще видимой невооруженным глазом. Ямадзаки лишь набросал схему расположения кометы на фоне звезд, находившихся в поле зрения телескопа, так как не успел уточнить движение кометы из-за уже наступавшего рассвета. Однако в следующую ночь и в течение нескольних суток подряд небо было покрыто облаками, и необходимые наблюдения были невозможны.

Впоследствии выяснилось, что комета, открытая в Кейптауне (ЮАР) астрономом Форбсом,— та же комета, которую заметил Ямадзаки. Англичанин Кроммелин точно рассчитал параметры орбиты этой кометы, выяснив, что период ее обращения составляет немногим менее 28 лет. Кроме того, после тщательного анализа и сравнения со старыми данными он пришел к совершенно определенному выводу о тождественности комет, появлявшихся в 1457, 1625, 1818 и 1928 годах. Поэтому с тех пор и по настоящее время эта комета называется кометой Кроммелина.