WalkInSpace.ru - Комета Икейя—Секи

Беседы о кометах

Комета Икейя—Секи

21 октября 1965 года факельным восхождением из Гифу — центра префектуры Гифу — на горную солнечную станцию Но-рианока был торжественно отмечен 15-летний юбилей ее существования. Присутствовали представители прессы, праздник получился очень веселым и оживленным. К этому же времени относится «посещение» станции и другим желанным гостем, о чем и пойдет речь дальше.

Примерно за месяц перед этим событием, ранним утром 19 сентября Каору Икейя, житель прибрежного селения в префектуре Сидзуока, осуществляя поиск комет с помощью им же изготовленного рефлектора, обнаружил в юго-западной части неба объект, по виду похожий на комету. Спустя 20 минут это небесное тело заметил и Цутому Секи, житель города Коти на острове Сикоку, занимавшийся уже более 10 лет поисками комет. Только накануне Японские острова покинул тайфун, и на территории всей Японии наконец наступила долгожданная ясная погода. В таких благоприятных условиях эти двое жителей Японии не пропустили комету, появившуюся в поле зрения их телескопов.

Впервые Икейя открыл новую комету 11 лет, рекордно молодой возраст среди людей, когда-либо открывавших новые кометы. Возвращаясь с роботы, Икейя долгие вечерние и ночные часы проводил за любимым занятием — наблюдением небесных тел. В следующем, 1964 году он открыл еще одну новую комету. Что касается Секи, то он в дневное время давал у себя дома уроки игры на гитаре, а ночью также превращался в астронома-любителя., На его счету открытия двух новых комет, сделанные в 1961 и 1962 годах.

Сотрудники Токийской обсерватории, получив сообщения об открытии кометы от двух ветеранов кометного поиска, пренебрегли обычной процедурой, согласно которой полагалось сначала перепроверить &то открытие и лишь утром следующих суток дослать сообщение дальше. Они решили в данном случае отбросить всякие сомнения и немедленно известить Центральное бюро астрономических телеграмм о появлении новой кометы — кометы Икейя — Секи, что и сделали. Центральное бюро астрономических телеграмм информировало обсерватории всех стран мира об открытии, а также дополнительно сообщило об этом почтовыми открытками.

Рис. 5. Комета Икейя—Секи при ее прохождении вблизи Солнца

Вскоре, 2 октября того же года, французский астроном Риголле напечатал в газетах заметку о том, что, по его предположениям, новая комета должна приблизиться к Солнцу на очень малое расстояние. Было уже известно, что существуют группы комет, .обладающие необычно малыми перигелийными расстояниями. Так, у некоторых крупных комет, появлявшихся в 1668, 1880, 1882 и 1887 годах, они были гораздо меньше, чем у других комет, и составляли всего лишь около 1,3 радиуса Солнца (кометы проходили через область солнечной короны).

Характерно, что орбиты этих комет имели совершенно одинаковую форму. Причем анализ интервалов между появлениями комет совершенно исключал предположение о том, что наблюдалось повторное появление одной и той же кометы. Пришлось ученым сделать вывод, что какая-то группа из нескольких комет обращается по одной и той же орбите вокруг Солнца. Немецкий астроном Крейц в конце XIX века выдвинул гипотезу, согласно которой это явление объяснялось тем, что в давние исторические времена, вероятно, существовала некая крупная комета, которая распалась на части, проходя вблизи Солнца.

Впоследствии эти кометы стали называть семейством комет, «царапающих Солнце», или семейством комет Крейца. Период их обращения составляет, по-видимому, около 1000 лет. Отколовшиеся кометы проходят в перигелии очень близко от Солнца. Крейц также предполагал, что при каждом таком прохождении перигелия возможно новое дробление, и, вероятно, существует еще много неоткрытых комет, которые следуют по этой групповой орбите.

Риголле обратил внимание на то, что, судя по положению кометы Икейя — Секи и направлению ее движения, она, возможно, является одной из комет семейства Крейца. Точные наблюдения положения кометы Икейя — Секи и расчеты ее орбиты, проведенные в разных странах, подтвердили правильность предположения Риголле. Как предсказывалось, прохождение точки перигелия кометы должно было произойти 21 октября 1965 года в 4 часа по гринвичскому времени, или в 13 часов по всеяпонскому времени (рис. 5). Наилучшие условия для наблюдений кометы Икейя — Секи в момент прохождения ею перигелия имелись в странах Восточной Азии (они приходились на дневные часы) и прежде всего в Японии.

В этом районе земного шара единственной станцией слежения за солнечной короной была станция Норианока, на которой был составлен план «встречи» этого желанного гостя и его наблюдений. К счастью, погода в те дни стояла просто идеальная, и на 10-сантиметровом коронографе было отлично видно прохождение кометы Икейя —, Секи вблизи Солнца. Были получены велико^ лепные снимки ядра и хвоста кометы, а также важный материал относительно строения головы кометы. Комета Икейя — Секи еще в течение 10 суток радовала своим видом взоры астрономов-любителей, появляясь на рассвете в юго-восточной части неба и влача за собой длинный шлейф своего хвоста, слегка изогнутого на конце.

Появление кометы Икейя — Секи снова заставляет нас вернуться к проблеме происхождения семейства комет Крейца. Скорее всего, эти кометы возникли в результате деления ядра родительской кометы на несколько частей, что произошло в далекую историческую эпоху, вероятно, несколько десятков веков назад.