12,369 (Часть 4)
Подобного рода глупости умирают долго. Пожалуй, они даже не умирают никогда.
Астрономы, согласившись с учением Коперника о том, что планеты вращаются вокруг Солнца, а не Земли, тем самым признали, что в Солнечной системе существуют небесные тела двух классов.
Во-первых, планеты, которые вращаются вокруг Солнца; их к 1655 году было открыто шесть: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер и Сатурн. Во-вторых, спутники, которые вращаются вокруг одной из планет. К тому времени астрономы успели открыть пять спутников: нашу Луну и четыре спутника Юпитера, обнаруженные Галилеем (Ио, Европа, Ганимед и Каллисто).
Но в 1655 году голландский астроном Христиан Гюйгенс открыл спутник Сатурна, который назвал Титаном. Получилось, что Солнечная система состоит из шести планет и шести спутников. Гюйгенс был первоклассным ученым, но это не защитило его от обаяния двух симметричных шестерок. Он объявил, что счет окончен. Больше небесных тел нет, открывать нечего.
Увы, в 1671 году итало-французский астроном Джованни Кассини открыл еще один спутник Сатурна и тем испортил всю красоту. Гюйгенс успел дожить до этого события. Между прочим, он успел дожить до того, как Кассини открыл еще три спутника Сатурна.
Еще был Иоганн Кеплер, который не довольствовался вычислением количества астрономических тел исходя из простой арифметики. Он пошел дальше и попытался рассчитать отношения между расстояниями от этих тел до Солнца по аналогии с простой геометрией.
Известны только пять правильных геометрических тел (равноугольных и равносторонних многогранников,- куб — самое известное правильное геометрическое тело).
Почему не рассуждать следующим образом: правильные тела совершенны подобно тому, как совершенна Вселенная. Поскольку планет шесть, то можно говорить о пяти расстояниях между планетами. Кеплер попытался соотнести пять правильных геометрических тел с небесными, чтобы расстояния между шестью планетами находились в соответствующих отношениях. Кеплер потратил уйму времени, стараясь приспособить астрономию к геометрии, но потерпел неудачу. (Не сумев доказать свою гипотезу, Кеплер тут же от нее отказался, и это, словно лакмусовая бумажка, отлично характеризует его как ученого, а не какого-то умалишенного.)
|