Работы по аэродинамикеК.Э.Циолковский начал заниматься вопросами аэродинамики с середины 80-х годов
XIX века, когда методы экспериментального исследования были несовершенны.
Работы Циолковского по теоретической и экспериментальной аэродинамике были,
несомненно, обусловлены необходимостью дать более точное понимание подъемной
силы и лобового сопротивления и, следовательно, более строго обосновать
аэродинамические расчеты дирижабля и аэроплана.
После многочисленных экспериментов в естественных условиях ученый пришел к
идее испытания моделей в искусственном потоке воздуха. С этой же целью в 1897
году Циолковский построил первую в России аэродинамическую трубу с открытой
рабочей частью ("воздуходувку", по терминологии ученого). "Воздуходувка"
Циолковского отличалась равномерным потоком воздуха, что достигалось впервые
примененной, ориентируемой по воздушному потоку решеткой и чувствительным
прибором для измерения сил сопротивления.
Цикл экспериментов, проведенных ученым в аэродинамической трубе, дал огромный
исследовательский материал, обработка которого позволила выявить важнейшие
закономерности в аэродинамике дозвуковых скоростей. Результаты исследования
Циолковский опубликовал в 1898 году в статье "Давление воздуха на поверхности,
введенные в искусственный воздушный поток", которая явилась первой публикацией
по вопросам аэродинамики.
Предвидение ученого о значении аэродинамических труб, его программа работ по
экспериментальной аэродинамике получили полное подтверждение в дальнейшем
развитии авиации и воздухоплавания.
Еще в конце XIX века К.Э.Циолковский писал: "Я мечтаю о построении
обсерватории по сопротивлению воздуха...В ней было бы удобно хранить модели и
производить опыты неопределенное число лет, потому что дело это великое,
чрезвычайно великое, как океан". (Центральный аэрогидродинамический институт -
ЦАГИ - был создан в 1918 году, в настоящее время является одним из крупнейших в
мире центров аэрогидродинамических исследований.)
Исследователь творчества К.Э.Циолковского А.А.Космодемьянский писал: "С
горечью приходится отмечать, что большинство результатов по экспериментальной
аэродинамике не было опубликовано в дореволюционной России, поэтому многие его
выводы о законах сопротивления воздуха были повторены в XX веке другими
исследователями".
|