Работы по воздухоплаваниюК.Э.Циолковский проблеме воздухоплавания посвятил более 50 трудов.
"Мысль о металлическом аэростате засела у меня в мозгу. Иногда она меня
утомляла, и тогда я по месяцам занимался другим, но в конце концов я возвращался
к ней опять", - писал ученый в своей работе "Простое учение о воздушном корабле и его
построении". К систематическим исследованиям в области воздухоплавания
К.Э.Циолковский приступил в 1885 году. Уже через год он закончил первый большой
научно-теоретический труд "Теория аэростата, имеющего в горизонтальном
направлении удлиненную форму" и в 1887 году в Москве на заседании физического
отделения Общества любителей естествознания сделал доклад о результатах своих
исследований.
К.Э.Циолковский сразу же поставил перед собой труднейшую задачу - создать
такой дирижабль, который был бы наиболее совершенным, безопасным для пассажиров,
прочным, простым в эксплуатации, наиболее выгодным экономически. Он пришел к
выводу о необходимости строить корабль целиком из металла. Этой идее
цельнометаллического дирижабля ученый оставался верен всю жизнь.
Свои технические идеи Константин Эдуардович всегда подтверждал математическим
анализом и опытным моделированием.
Ученый вводил простейшую систему изменения объема несущего газа как для
выдерживания заданной высоты полета при различных температурах, так и для
совершения маневров. При этом дирижабль Циолковского не нуждался в балласте.
Система блоков и тросов внутри оболочки обеспечивала изменения ее объема в
зависимости от высоты полета дирижабля, его горизонтальную устойчивость.
В 1890 году Константин Эдуардович послал свою статью "О возможности
построения металлического аэростата" вместе с бумажной моделью в Русское
физико-химическое общество Д.И.Менделееву, который переслал ее со своим отзывом
в VII (воздухоплавательный) отдел Русского технического общества. Работа ученого
была рассмотрена и одобрена, но никакой практической поддержки ему оказано не
было. Несмотря на это, Циолковский продолжал упорно работать. Он публиковал свои
работы, строил модели, проводил эксперименты. В 1914 году Константин Эдуардович
выезжал в Петербург на III съезд воздухоплавания, где был заслушан его доклад о
цельнометаллическом дирижабле.
Проект воздушного корабля Циолковский дал еще в 1892 году в работе "Аэростат металлический,
управляемый". В работах
"Возможен ли металлический аэростат?", "Простое учение о воздушном корабле и его построении", "Аэростат и аэроплан"
и многих других ученый приводил теоретические обоснования деталей конструкций
дирижабля, разъяснял свои технические замыслы.
Циолковский фактически выдвинул программу поэтапного дирижаблестроения - от
эксперимента, моделирования, научно-теоретических обобщений до поисков
совершенно новых решений и их осуществления в рабочих чертежах, при обязательном
соблюдении ранее выдвинутых им положений, гарантирующих полную безопасность
пассажиров и экипажа. Все это составляет научную и практическую ценность
теоретических работ Циолковского по дирижаблям.
Циолковский пытался заинтересовать идеями управляемого аэростата зарубежных
ученых. В 1893 году он послал свои труды по воздухоплаванию вместе с моделью
дирижабля во Французскую Академию наук. Желая защитить приоритет России в
воздухоплавании, Циолковский запатентовал свои изобретения в девяти зарубежных
странах.
Однако К.Э.Циолковскому не удалось осуществить мечты о создании дирижабля.
Попытка построить дирижабль Циолковского в 1931 году на комбинате
"Дирижаблестрой" не увенчалась успехом, главным образом из-за низкого по тому
времени технологического уровня. Но постройка и испытание модели дирижабля
объемом 1000 кубических метров убедили инженеров в справедливости основных
теоретических положений ученого о преимуществах его цельнометаллического
дирижабля.
В наше время жизнь выдвигает новые задачи перед воздушным транспортом. Этим и
объясняется все возрастающий интерес, который проявляют к воздухоплавательному
транспорту специалисты разных стран.
|