WalkInSpace.ru - Четвёртая экспедиция
Главная Новости Форум Поиск



Телескоп Хаббл

Четвёртая экспедиция

Пятое и последнее техобслуживание (SM4) было произведено 11—24 мая 2009 года, в рамках миссии «Атлантис» STS-125.

Во время экспедиции астронавты установили на телескопе Хаббл шесть новых гироскопов стабилизации, шесть новых никель-водородных аккумуляторов, новый компьютер, отвечающий за обработку данных, новую широкоугольную камеру (Wide Field Camera 3) и новый спектрограф космического излучения (Cosmic Origins Spectrograph). Стоимость новой широкоугольной камеры — 126 миллионов долларов, стоимость спектрографа — 81 миллион долларов. Астронавты «Атлантиса» также восстановили работоспособность регистрирующего спектрографа (Space Telescope Imaging Spectrograph), у которого в 2007 году вышла из строя система электропитания и усовершенствованную обзорную камеру (Advanced Camera for Surveys), которая вышла из строя в 2007 году. Астронавты также установили на телескопе усовершенствованный датчик точного наведения (fine guidance sensor).

На телескопе был установлен захват, к которому в будущем, когда телескоп Хаббл окончательно выйдет из строя, будет подсоединён спутник, который спустит телескоп с орбиты.

Миссия STS-125 считалась самой сложной и опасной из всех оставшихся для шаттлов. В миссии по обслуживанию телескопа «Хаббл»астронавты, в случае повреждения шаттла, не могли иметь возможности ждать спасательного корабля на МКС. Если бы шаттл «Атлантис» был повреждён и не мог самостоятельно вернуться на Землю, то к нему была бы отправлена спасательная экспедиция «Индевор» STS-400.

Телескоп «Хаббл» находится на более высокой (до 570 км) орбите по сравнению с орбитой МКС, поэтому шаттл «Атлантис» был подвержен большему риску столкновения с космическим мусором. Особенно эта опасность возросла после столкновения двух спутников 10 февраля 2009 г. Обломки столкнувшихся спутников могут достигать орбиты, на которой находится телескоп. Специалисты НАСА оценивают вероятность столкновения шаттла с космическим мусором при полёте к телескопу «Хаббл» как 1 к 229. Вероятность столкновения с обломками на высоте МКС составляет 1 к 330.

Если на второй день полёта шаттла «Атлантис» STS-125, во время обследования теплозащитного покрытия, было бы обнаружено повреждение, то все системы «Атлантиса» были бы переведены в режим энергосбережения. В таком режиме ресурсов жизнеобеспечения экипажа будет всё ещё достаточно для 24 суток полёта. Если повреждение теплозащитного покрытия было бы обнаружено во время последнего обследования, на десятый день полёта, то ресурсов жизнеобеспечения экипажа было бы достаточно для 16,5 суток полёта. За это время должна быть организована спасательная экспедиция «Индевор» STS-400. «Индевор» должен был подойти к «Атлантису» не позже чем через 15 суток и 16 часов с момента обнаружения повреждения «Атлантиса».

Шаттл «Индевор» будет находиться на стартовой позиции одновременно с шаттлом «Атлантис». «Индевор» будет находиться в готовности к старту через семь дней после старта «Атлантиса». Экипаж спасательной экспедиции «Индевора» состоял из четырёх астронавтов: командир Крис Фергюсон, пилот Эрик Боу и два специалиста полёта Шейн Кимбро и Стив Боуэн. В грузовом отсеке «Индевора» не было бы полезной нагрузки, поэтому шаттл был бы необычно лёгким. Поэтому в случае нештатной работы двигателей шаттла на участке выведения «Индевор» смог бы после отделения твердотопливных ускорителей развернуться и приземлиться на взлётно-посадочной полосе космодрома космического центра Кеннеди. В случае падения давления в кабине шаттла или сбоев в системе управления «Индевор» мог бы приземлиться на одном из Бермудских островов или в районе города Банжул в Гамбии. Для обычных запусков шаттлов на случай аварийной ситуации предусматриваются возможности приземления во Франции на базе «Истр» (Istres) возле Марселя или в Испании на базе Морон (Moron) возле Сарагосы.

При сближении «Индевора» и «Атлантиса» в космосе «Атлантис» располагался бы днищем (вверх) в сторону открытого космоса и с раскрытым грузовым отсеком к земле. «Индевор» же располагался бы днищем к земле и подходил бы к «Атлантису» снизу. После сближения на расстояние 13 метров (44 фута), астронавты «Индевора» с помощью робота-манипулятора захватили бы шаттл «Атлантис».

Астронавты «Атлантиса» через открытый космос перейдут в шаттл «Индевор». Переход должен осуществляться в такой последовательности: Макартур и Фьюстел, затем Грансфелд и Джонсон и затем Массимино, Гуд и Олттман.

После того как экипаж покинет «Атлантис», контроль над ним будет передан наземному центру управления. По команде с земли «Атлантис» будет сведён с орбиты и затоплен в Тихом океане.

Пятый полёт к телескопу Хаббл был запланирован ещё до катастрофы шаттла «Колумбия». После катастрофы тогдашний директор НАСА Шон О’Кифотменил эту миссию по причине слишком большого риска для астронавтов. Однако сменивший О’Кифа на посту директора НАСА Майкл Гриффин восстановил эту миссию. При этом Гриффин сказал, что НАСА сделает абсолютно всё, что необходимо, для обеспечения безопасности экипажа, в том числе и отправку спасательной экспедиции.

Вероятность того, что миссия «Индевор» STS-400 состоится, очень мала. Если она всё же произойдет, то это будут последние полёты шаттлов. После потери «Атлантиса» у НАСА осталось бы только два шаттла. Кроме того, потребовалось бы длительная процедура расследования, устранения причин, проведения разного рода модификаций и улучшений, на что у НАСА уже не было бы ни средств, ни времени.

21 мая 2009 года шаттл «Индевор», который находился в состоянии готовности к старту с миссией спасения STS-400, был снят с предстартовой готовности. Это решение было принято в связи с тем, что шаттл «Атлантис» находился в хорошем состоянии и был способен самостоятельно вернуться на Землю. Шаттл «Индевор» начал готовиться к своей плановой миссии, полёт к МКС, STS-127, старт которой назначен на 13 июня.

WalkInSpace.Ru

Правила:

«Путешествие в космос» © 2024

Использование материалов допускается при условии указания авторства WalkInSpace.ru и активной ссылки на www.WalkInSpace.ru.

Используются технологии uCoz


Яндекс.Метрика