БРСД "Р-11" ("Р-11А"...)Летные испытания и сдача в войсковую эксплуатацию БРК с ракетами "Р-1","Р-2" и "Р-5" показали их
серьезные недостатки. Одним из главных недостатков была их малая мобильность.
Жидкий кислород, который применялся в качестве окислителя, требовал постоянной
подпитки баков во время хранения заправленной ракеты на пусковом столе. Армии
была необходима ракета, которая бы имела возможность длительного хранения в
заправленном состоянии, большую дальность транспортировки по грунтовым дорогам,
минимальное время предстартовой подготовки и минимально возможное количество
подвижных агрегатов в стартовом комплексе. Все эти характеристики повышали
мобильность и скрытность перемещения и применения боевого ракетного комплекса.
Простой модернизацией существующих комплексов эти задачи решить было невозможно.
Необходимы были новые подходы к их решению.Жидкостная баллистическая ракета "Р-11" с
горючим - керосином (Т-1) и окислителем - азотной кислотой (АК-27И). Двигатель
ракеты имел "пушечный запуск", без предварительной ступени, не разгоняясь, сразу
на полную мощь. Ракета взлетала стремительно и при этом возникали большие
перегрузки. Ведущим проекта этой ракеты от ОКБ-1
был В.П.Мишин (заместитель С.П.Королева).
Летно-конструкторские испытания
ракеты "Р-11" и подвижного наземного технологического комплекса были проведены
на Государственном Центральном полигоне в период с апреля 1953 года по февраль
1955 года в три этапа. Десять пусков ракеты "Р-11" выявили изъяны двигательной
установки. Из 10 пусков всего 4 завершились успешно. После устранения причин
неисправности летные испытания были возобновлены. В апреле - мае 1954 года
испытания были продолжены - ракеты научились летать хорошо. Было проведено 25
пусков - из них 23 успешно.
В июле 1955 года ракета "Р-11" была принята на
вооружение с головной частью, оснащенной обычным взрывчатым веществом весом 535
кг.
В соответствии с Постановлением ЦК и СМ от 2 августа 1954 года были
проведены работы по приспособлению ракеты "Р-11" для доставки ядерного заряда
"РДС-4" мощностью 10 кТ, а так же по созданию для этой ракеты мобильного
подвижного комплекса с самоходной пусковой установкой на гусеничном ходу.
Модернизированной ракете был присвоен шифр "Р-11М". Эта ракета ввиду небольшой
дальности полета являлась оперативно-тактической ракетой. Принятие на вооружение
Сухопутных Войск ракетного комплекса "Р-11М" состоялось 1 апреля 1958
года.
ОКБ-1 получило поручение Правительства
о создании ракеты с ядерной головной частью для подводных лодок в кратчайшие
сроки. С.П.Королев пошел по пути адаптации уже
созданных и испытанных ракет к новым условиям. Посоветовавшись с
кораблестроителями, "королевцы" занялись модернизацией ракеты "Р-11М", имевшей
размеры для размещения на выбранных в качестве возможных носителей подводных
лодок. Такой подход позволял уложиться в заданные сроки, но не мог обеспечить
создания нового оружия, что и подтвердилось в последствии. Морской ракетный
комплекс был очень интересен прежде всего новизной старта: ракета должна была
попадать точно в цель, улетая с корабля, вне зависимости от того, что на море:
штиль или шторм. В одном из ленинградских ОКБ
сделали специальную качающуюся платформу. Эта платформа была смонтирована на
полигоне "Капустин Яр". Пробные пуски ракет
проводились с имитацией качки палубы подводной лодки, находящейся в надводном
положении.
Летные испытания морского комплекса проводились на Северном Флоте.
Для проведения летных испытаний была переоборудована подводная лодка. Она имела
большое водоизмещение и мощное торпедное вооружение. В ее рубке оборудовали две
вертикальные ракетные шахты. Ракета на пусковом устройстве находилась в шахте, в
заправленном состоянии. Перед пуском подводная лодка всплывала на поверхность,
ракета с пусковым столом поднималась на палубу. Проводилось ее прицеливание,
путем поворота пускового стола вместе с ракетой в сторону цели, а затем ее пуск.
На 16 сентября назначили выход на стрельбы. Предстартовая подготовка ракеты
начиналась за час до подхода к точке пуска. С.П.Королев руководил подготовкой ракеты к запуску.
Белое море 17 часов 32 минуты 16 сентября 1955 года - ракета "Р-11ФМ" успешно стартовала с
палубы. По пути на базу получили донесение с боевого поля: "Ракета приземлилась
в 250 км от точки старта с точностью в пределах тактико-технического задания".
Пуски ракет проводились по суше для более точного определения места падения и
точности стрельбы.
К октябрю 1956 года было проведено 8 пусков ракет с
подводной лодки и только один аварийный. В 1958 году ВМФ получил первую ракетную
подводную лодку специальной постройки. Была несколько увеличена общая длина
корпуса рубки. Торпедное вооружение и энергетическую установку оставили без
изменения. До 1961 года построили 23 субмарины. До принятия на вооружение БРПЛ
"Р-13" (на базе БРСД "Р-5М"), они несли по три
ракеты "Р-11ФМ".
Особый интерес представляла возможность геофизических
наблюдений в районах Земли, куда доставлять ранее разработанные ракеты было
практически невозможно, например в приполярных районах СССР. Разработка
геофизической ракеты проводилась в соответствии с Постановлением от 11 июля 1956
года. Ракета "Р-11А" была предназначена для измерения атмосферного давления на
различных высотах от 60 до 160 км, определения оптических свойств верхних слоев
атмосферы, измерения концентрации положительных ионов, регистрации числа встреч
контейнера с микрометеоритами. В 1958 году было изготовлено семь ракет "Р-11А". Пуски первых двух
ракет, предназначенных для летно-конструкторской отработки, проводились в
октябре 1958 года на Государственном Центральном полигоне. Результаты этих
пусков были успешные. Основной этап летных испытаний. Первый пуск на Новой Земле
был проведен в октябре 1958 года, ракета достигла высоты 103 км, система
ориентации контейнера с полезной нагрузкой не справилась с возмущениями, однако
все приборы, за исключением одного, работали нормально. В целом пуски ракет
"Р-11А" в 1958 году позволили выполнить программу Международного геофизического
года и получить ценные научные данные.
|