Транспортные грузовые космические корабли "Прогресс"Грузовые транспортные корабли "ПРОГРЕСС" - серия советских транспортных грузовых
космических кораблей (ГТК), созданных на базе космических кораблей "Союз". ГТК "Прогресс" предназначены для выполнения
транспортных операций по обеспечению длительного функционирования орбитальных
станций (восполнение запасов системы жизнеобеспечения; поддержание требуемых
параметров орбиты станции и восполнение запасов топлива ее объединенной
двигательной установки; доставка оборудования для проведения ремонтных и
монтажных работ; удаление отходов с последующим их затоплением). На Землю не
возвращаются.
За основу конструкции ГТК приняли конструкцию
пилотируемого космического корабля "Союз", что позволило использовать его приборы и агрегаты, а
также использовать для его запуска ту же ракету-носитель "Союз". Масса полностью заправленного и
укомплектованного ГТК "Прогресс" около 7 т,
масса оборудования и расходуемых веществ, доставляемых на орбитальную станцию
2,3 т.
"Прогресс" состоит из 3-х отсеков: грузового (предназначен для размещения
сухих грузов и воды); отсека компонентов дозаправки (для доставки компонентов
топлива для объединенной двигательной установки станции); приборно-агрегатного
отсека. После освобождения грузового отсека космонавты заполняют его
использованным оборудованием, различными отходами и т.п. (при сходе с орбиты они
сгорают вместе с кораблем).
С 1978 по 1990 гг. запущено 42 ГТК "Прогресс"
(12 из них обеспечили грузопоток на орбитальные станции "Салют-6", 12 - на "Салют-7", 18 - на орбитальный
комплекс "Мир" на первом этапе его
функционирования). С 1989 года использовались для этих же целей модифицированные
ГТК "Прогресс М".
Помимо основного назначения ГТК "Прогресс"
были использованы для проведения экспериментов и исследований. Так, на корабле
"Прогресс-11" (1980 г.), "Прогресс-14" (1982 г.), "Прогресс-18" (1983 г.) и
"Прогресс-28" (1987 г.) после расстыковки с орбитальным комплексом "Мир" было выполнено 4
эксперимента "Модель", целью которых являлось подтверждение возможности создания
космической системы связи в сверхнизкочастотном диапазоне радиоволн. Для этого
надо было решить две задачи: возможность раскрытия в условиях космического
полета крупногабаритных рамочных антенн и проверка радиофизической теории
распространения СВЧ-радиоволн в околоземном космическом пространстве и
прохождения сигнала до поверхности Земли.
На ГТК "Прогресс-17" (1983 г.) и
"Прогресс-22" (1984 г.) проводился эксперимент "Кант" по раскрытию антенны
радиолокатора, целью которого было получение данных по характеристикам
радиолокационной системы "Кант-Сириус" в режиме наблюдения за надводными и
подводными целями.
На ГТК "Прогресс-30", пристыкованном к ОК "Мир" (1987 г.), был проведен эксперимент "Свет", целью которого было
получение опытных данных для подтверждения технической возможности и оценки
целесообразности создания космической линии связи в оптическом диапазоне волн
(сигнал, переданный с борта корабля, впервые был зарегистрирован погружаемым
приемным устройством на глубине около 50 метров под водой).
На ГТК "Прогресс-40" (1989 г.) был проведен
эксперимент "Краб" по исследованию раскрытия, формообразования, жесткостных и
динамических характеристик кольцевых рамочных крупногабаритных конструкций
диаметром 20 м каждая, в которых для раскрытия использовались приводы из сплава,
обладающего эффектом памяти формы.
ГРУЗОВЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ КОРАБЛИ "ПРОГРЕСС М"
Серия советских (российских) ГТК. Созданы в
1986 году в результате проведения работ по модернизации ГТК "Прогресс", в ходе которой основные бортовые
системы, включая и солнечные батареи, были заимствованы у действовавшего уже в
это время модернизированного космического корабля "Союз ТМ". Назначение, габариты, весовые
характеристики и ракета-носитель для выведения ГТК "Прогресс М" на орбиту аналогичны ГТК "Прогресс".
На 01.01.1999 года было запущено 40 кораблей "Прогресс М" для обеспечения
грузопотока на орбитальный комплекс "Мир", а также для выполнения экспериментов
и исследований. При решении частной задачи - доставки на комплекс "Мир" выносной двигательной
установки - в результате доработки базового ГТК
была создана новая модификация корабля "Прогресс М-14" (август 1991 г.),
обеспечивающего транспортировку крупногабаритных конструкций и оборудования,
размещаемых затем на внешней поверхности станции.
На ГТК "Прогресс М-15" (1992 г.) был выполнен
эксперимент "Знамя-2" по раскрытию крупногабаритного тонкопленочного
отражателя.
При стыковке "Прогресс М-24" (1994 г.) впервые был успешно использован режим
телеоператорного режима управления, с помощью которого космонавты, находящиеся в
орбитальном комплексе, провели стыковку вручную (аппаратура телеоператорной
системы управления устанавливался на ГТК,
начиная с "Прогресс М-15").
Девять кораблей
"Прогресс М" были оснащены баллистической возвращаемой капсулой (БВК).БВК-3 находится в экспозиции
музея.
|