WalkInSpace.ru - Ракеты компании «Lockheed Martin» (Часть 3)
Главная Новости Форум Поиск



Авиационно-космические системы США

<<<Назад Страница 15 Далее>>>

Ракеты компании «Lockheed Martin» (Часть 3)

За шесть лет реализации программы EELV общий замысел проекта претерпел значительные изменения, что не могло не сказаться на требованиях, которые предъявляются к подрядчикам. В связи с планами военного ведомства по существенному сокращению массы своих перспективных аппаратов ВВС сочли целесообразным ограничиться созданием одной РН тяжелого класса, а именно «Дельта-4Н».

В результате переговоров ВВС и компания «Lockheed Martin» пришли к соглашению о том, что проектные работы по ракете «Атлас-5Н» будут завершены, но производство ее летных образцов откладывается на неопределенное время. Кроме того, ВВС отказались от использования ракет «Атлас-5» для выведения спутников на полярные орбиты, в связи с чем была прекращена модернизация стартового комплекса SLC-3W, расположенного на базе Ванденберг.

Производство блоков ССВ развернуто на заводе в Литлто-не — пригороде Денвера (шт. Колорадо), где в настоящее время изготовляются ступени ракет «Атлас» и «Титан». Производственные мощности предприятия позволяют ежегодно выпускать до 20 ракет «Атлас-5». Доставка ступеней к месту старта осуществляется транспортными самолетами.

Запуски ракет «Атлас-5» с м. Канаверал производятся со стартовой площадки LC-41, ранее применявшейся для ракет «Титан-ЗС», «Титан-ЗЕ» и «Титан-4». Работы по модернизации этого комплекса были выполнены фирмой «Hensel Phelps Constraction».

Основной целью при создании наземного комплекса ракет «Атлас-5» являлось максимальное сокращение трудозатрат при подготовке изделий к полетам. Поставленная задача была решена за счет компактного, размещения основных средств комплекса, централизации управления всеми работами, выполняемыми на технической и стартовой позициях, автоматизации процессов контроля и т.п.

В результате вся наземная инфраструктура ракет «Атлас-5» включает в себя только три крупных сооружения, а численность занятого технического персонала составляет 225— 265 человек. Для сравнения можно привести следующие данные: для предстартовой подготовки ракет «Атлас-2А» использовалось 17 корпусов и зданий, принадлежащих либо правительству, либо промышленным подрядчикам, а в работах по обеспечению запусков этих ракет участвовали 300— 350 специалистов.

Основным элементом наземного комплекса ракет «Атлас-5» стал Эксплуатационный центр — ASOC (Atlas-5 Spaceflight Operations Center), объединивший многие технические службы. Четырехэтажное здание, расположенное в 6,4 км от стартовой площадки LC-41, заняло площадь 2800 м2.

Под Центр управления запуском LCC (Launch Control Center) отведен двухэтажный зал с 25 рабочими местами с мониторами. Перед операторами на стене находится большой экран общего отображения информации.

Амфитеатром по отношению к Центру LCC расположились Инженерно-технический центр — EOC (Engineering Operations Center) на 20 рабочих мест, Административный центр — MOS (Mission Operations Center), а также пять компьютерных центров для информационного обеспечения работ. Практически все эти помещения имёют стеклянную стену, выходящую в основной зал Центра LCC.

Зал предполетной подготовки ракет «Атлас-5» рассчитан на одновременное обслуживание шести изделий. Здесь проводятся монтаж различных бортовых систем, установка электронного оборудования, пиротехнические устройства и т.д. Поскольку значительная часть проверок и испытаний осуществляется на заводе-изготовителе, то на выполнение работ в Центре ASOC отводятся сутки.

Полностью укомплектованные и проверенные ступени РН доставляются в корпус вертикальной сборки — VIF (Vertical Integration Facility) высотой 89 м. Установка ракеты на мобильную пусковую платформу начинается за девять дней до назначенной даты старта. Практически все операции по предполетной подготовке намечается проводить в корпусе VIF, поэтому на стартовую площадку ракета доставляется за 12 час до запуска. Подобная схема позволяет существенно снизить вероятность отмены полета из-за неблагоприятной метеорологической обстановки.

Предстартовая подготовка полезного груза ракет «Атлас-5» выполняется на коммерческой основе фирмой «Astrotech», производственные помещения которой располагаются за пределами космодрома. Для проведения работ по обслуживанию КА, которые должны, выводиться ракетами EELV: и «Атлас-5», и «Дельта-4», фирма «Astrotech» построила специализированный корпус площадью 4650 м2. После выполнения регламентных работ полезный груз, установленный под головным обтекателем, доставляется в корпус VIF.

Транспортировка ракеты «Атлас-5» из сборочного корпуса к стартовой площадке, расстояние между которыми составляет 550 м, осуществляется в вертикальном положении на мобильной пусковой платформе массой 700 т с кабель-заправочной мачтой высотой 56,4 м. Для перевозки используются два дизельных локомотива, за которыми следуют вагоны со вспомогательным оборудованием. Впервые штатная операция по доставке полностью укомплектованной ракеты к месту старта была проведена в начале 2002 г.

Выбранная для ракет «Атлас-5» мобильная схема запуска, отработанная на моделях семейств «Титан-3» и «Титан-4», предполагает минимальное количество оборудования на стартовом комплексе, что позволяет сократить ущерб в случае аварии ракеты при взлете. Помимо пусковой платформы самыми крупными сооружениями на площадке являются четыре молниеотвода высотой 104 м.

Значительная часть работ по модернизации стартового комплекса LC-41 (на сумму 300 млн долл.) была оплачена компанией «Lockheed Martin» из собственных фондов. Общие же затраты корпорации на программу «Атлас-5» составили 1 млрд долл.

Первый старт ракеты «Атлас-5» состоялся 21 августа 2002 г. Для выведения коммерческого спутника связи «Hot Bird-б» массой 3,9 т применялась ракета «Атлас-5» модели 401, оснащенная верхней ступенью «Центавр» с одним маршевым ЖРД (вкл. 4).

Полет состоялся с трехмесячным опозданием от установленного три года назад срока, и это было признано представителями ВВС административно-организационным успехом компании-разработчика. Задержки с проведением полета стали следствием детальных проверок как самой транспортной системы, так и полезного груза. При предстартовой подготовке ракеты потребовалось провести отдельные испытания кабель-заправочного оборудования стартовой площадки.

В общей сложности в период с марта по июль 2002 г. состоялось три комплексных испытания всей ракетно-космической системы с полной заправкой изделия. В ходе этих работ предпусковые операции доводились практически до запуска маршевого двигателя первой ступени РН — до момента Т-1 с. Кроме того, были отработаны операции по аварийному прекращению предстартового отсчета в момент Т-45 с.

Несмотря на то что в штатном режиме работы на стартовой площадке должны длиться менее суток, перед первым полетом ракета «Атлас-5» была доставлена к месту запуску за два дня до назначенного срока. После установки мобильной платформы на площадке началась заправка первой ступени ракеты керосином (56,8 тыс. л). Закачка жидкого кислорода (113,5 тыс. л), а также заправка второй ступени «Центавр» проводились в день запуска.

Важной особенностью стартового комплекса LC-41 является автоматическая стыковка заправочного оборудования и заправка ракеты топливом. Подобные системы впервые были разработаны российскими специалистами.

Продолжительность предпусковых операций при подготовке к первому полету ракеты «Атлас-5» составила 580 мин. Команда на запуск двигателя первой ступени была подана в момент Т-2,7с. Сразу после этого сработали водонапорные системы охлаждения пусковой платформы и шумоглушения; из резервуаров первой было подано 454 тыс. л воды, а второй — 66,2 тыс. л.

Подъем ракеты «Атлас-5» со стартовой массой 334 т осуществлялся при тяговооруженности 1,2. В момент Т + 17 с на высоте 240 м начался разворот по каналу тангажа. На сотой секунде полета после прохождения участка максимального скоростного напора тяга двигательной установки первой ступени была доведена до 95%, затем она изменялась исходя из максимально допустимой для полезного груза перегрузки в 5 g. На 4 мин полета перед полной выработкой компонентов топлива тяга ЖРД была снижена до 47%. Отделение первой ступени обеспечили восемь тормозных двигателей малой тяги. В этот момент ракета находилась на высоте 108 км и имела скорость 4,9 км/с.Продолжительность работы второй ступени «Центавр» при первом включении составила 11 мин. После полета по баллистической траектории, в течение которого ракета пересекла Атлантический океан, был произведен повторный запуск блока «Центавр». За 4 мин работы ступень вышла на переходную орбиту с параметрами 306 х 44 575 км. Отделение полезного груза состоялось на 31 мин после старта ракеты.

Анализ телеметрической информации показал высокую точность выведения спутника «Hot Bird-б». Среди незначительных аномалий были отмечены нерасчетные вибрации внешнего трубопровода подачи окислителя и некоторое повышение температуры в ряде отсеков ракеты.

В мае и июле 2003 г. состоялись еще два успешных полета ракет «Атлас-5» с коммерческими спутниками на борту. В ходе последнего запуска, ставшим 66-м безаварийным стартом за последние десять лет эксплуатации всего семейства «Атлас», использовалась модель с двумя твердотопливными ускорителями.


<<<Назад Страница 15 Далее>>>



WalkInSpace.Ru

Правила:

«Путешествие в космос» © 2024

Использование материалов допускается при условии указания авторства WalkInSpace.ru и активной ссылки на www.WalkInSpace.ru.

Используются технологии uCoz


Яндекс.Метрика