WalkInSpace.ru - Планы эксплуатации ракет
Главная Новости Форум Поиск



Авиационно-космические системы США

<<<Назад Страница 16 Далее>>>

Планы эксплуатации ракет

Несмотря на высокий риск использования новых, не прошедших летные испытания транспортных систем, за счет снижения стоимости запуска компаниям «Boeing» и «Lockheed Martin» удалось найти коммерческого заказчика для первых своих ракет. Таким образом, можно сказать, что одна из задач программы EELV — повышение конкурентоспособности американских фирм на рынке пусковых услуг — в некоторой степени уже решена.

Однако резкое снижение коммерческого грузопотока в космос не позволяет надеяться американским компаниям, равно как и другим участникам рынка, на высокую доходность своих РН. Остепени сокращения объемов производства коммерческих спутников можно судить по следующему факту. К концу 2002 г. на ракеты «Атлас-5» и «Дельта-4» было сделано примерно по 20 предварительных заявок, а летом следующего года компания «Boeing» объявила об отказе от использования в ближайшие несколько лет ракет «Дельта-4» в коммерческих целях — из-за оставшихся единичных заказов производство этих ракет стало нерентабельным.

Положение корпорации «Boeing» чрезвычайно осложнилось после того, как весной 2003 г. были обнародованы факты незаконного приобретения ею технической документации по проекту «Атлас-5» (точнее, эти материалы были получены от сотрудника компании «Lockheed Martin» еще фирмой «McDonnell Douglas» в 1996 г. — незадолго до ее покупки корпорацией). Использование конфиденциальной информации о конкуренте и позволило компании «Boeing» получить большую часть заказов по программе EELV.

В июле 2003 г. после проведения самостоятельного расследования, выявившего серьезные нарушения федеральных законов, ВВС приняли решение не только о пересмотре заключенных контрактов, но и об отстранении виновника на неопределенное время от участия в конкурсах средств выведения по правительственным программам.

Первым результатом санкций стала передача компании «Lockheed Martin» семи спутников, ранее предназначавшихся для ракет «Дельта-4». Запуски этих аппаратов будут осуществляться в 2006—2009 гг. Штатная же эксплуатация ракет «Ат-лас-5» в рамках программы EELV должна начаться в 2005 г. (вследствие значительных задержек с созданием многих военных спутников? составивших первую партию заказа по программе, сроки их развертывания перенесены на несколько лет). До указанного года несколько заказов на ракеты «Дельта-4» остались в силе. Среди них следует выделить первый старт РН семейства с базы Ванденберг в 2005 г.

Вскоре после объявления против этой компании санкций ВВС провели второй тур распределения заказов по программе EELV. Поскольку ракеты «Дельта-4» на нем не рассматривались, то три новых аппарата были переданы компании «Lockheed Martin». Так как все эти спутники должны выводиться с территории Западного полигона, то принятое решение повлечет за собой дополнительные расходы, ибо стартовой площадки для ракет «Атлас-5» на базе Ванденберг нет.

Поэтому компании «Lockheed Martin» было предложено за свой счет провести модернизацию комплекса SLC-3E, использовавшегося для запусков ракет «Атлас-2А8». Предстоящие расходы (около 200 млн долл.) будут скомпенсированы ВВС в виде арендной платы после начала эксплуатации комплекса в 2005 г.

Также многие обозреватели, анализируя сложившуюся ситуацию, не исключают возможности возобновления работ по созданию тяжелой модели семейства «Атлас-5». Осенью 2002 г. корпорация «Lockheed Martin» завершила эскизный проект изделия, и при принятии правительством решения об ее использовании система может быть подготовлена к эксплуатации за три года.

Третий конкурс среди ракет EELV для запуска 15—20 новых спутников ВВС планируют провести в 2005 г. Предполагается, что к требуемому сроку компания «Boeing» проведет в своих подразделениях все необходимые для снятия санкций, административно-организационные мероприятия.

В общей сложности к 2020 г. Министерство обороны намечает развернуть на околоземной орбите около 200 новых аппаратов, примерно треть из которых будет создаваться по заказам Национального разведывательного управления NRO (National Reconnaissance Office).

Как уже отмечалось, за десять лет, прошедших с начала реализации программы EELV, ситуация на рынке пусковых услуг существенно изменилась.

В связи с резким падением спроса на выведение грузов в космос интенсивность запусков новых РН оказалось ниже ожидавшейся, что привело к существенному росту эксплуатационных затрат (кроме того, их увеличению способствовали ошибки в оценке темпов роста инфляции, а также вновь проявившаяся тенденция к созданию военных спутников тяжелого класса, для которых потребуются более мощные и, следовательно, дорогие модели). В результате стоимость ракет третьей партии составит в среднем по 150 млн долл., тогда как еще в 2002 г. затраты на запуск моделей среднего класса оценивались в 75 млн долл., систем промежуточного класса— в 110 млн долл., а тяжелых РН — в 150 млн долл.

Значительную часть издержек по программе EELV вынуждено принять на себя военное ведомство. В 2004 г. для поддержания производства ракет ВВС предоставило компаниям «.Boeing» и «Lockheed Martin» 164 млн долл., а в проекте бюджета на 2005 ф.г. на эти же цели зарезервировано 190 млн долл. В целом сумма дополнительных ассигнований на программу может достичь 1 млрд долл.

Вследствие значительного перерасхода средств, достигшего 50% от первоначальной сметы, весной 2004 г. была проведена независимая аудиторская проверка организации работ по программе EELV (подобной процедуре подвергаются все военные проекты с 25%-ным превышением бюджета). Результаты инспекции были направлены в Конгресс, который должен будет повторно рассмотреть целесообразность дальнейшей реализации программы и, при положительном решении, утвердить новый ее бюджет, а также выработать меры для контроля за расходованием выделяемых ассигнований.

Несмотря на то что в целях экономии средств некоторыми законодателями предлагается отказаться от использования какого-либо из семейств, эксплуатация ракет и «Атлас-5» и «Дельта-4» скорее всего продолжится, поскольку, как указывалось в аудиторском отчете, альтернативных средств выведения КА обеспечения национальной безопасности в стране не существует.


<<<Назад Страница 16 Далее>>>



WalkInSpace.Ru

Правила:

«Путешествие в космос» © 2024

Использование материалов допускается при условии указания авторства WalkInSpace.ru и активной ссылки на www.WalkInSpace.ru.

Используются технологии uCoz


Яндекс.Метрика