WalkInSpace.ru - Ракеты семейства «Титан» (Часть 4)
Главная Новости Форум Поиск



Авиационно-космические системы США

<<<Назад Страница 94 Далее>>>

Ракеты семейства «Титан» (Часть 4)

Применение мощных ускорителей потребовало доработок первой ступени ракеты. В частности, во избежание перегрева маршевых ЖРД на них монтировался защитный кожух, а на выступающие из него сопла устанавливались теплоизоляционные панели. Зазор между днищем кожуха и соплами закрывался эластичным уплотнением, не препятствующим поворотам двигателей, но предотвращающим попадание продуктов горения ТТУ в хвостовой отсек. В этих же целях в критическом сечении самих ЖРД устанавливались вышибные заглушки Для первой ступени ракеты «Титан-ЗС» были подготовлены маршевые двигатели LR-87-AJ-9 общей тягой 214 т (в вакууме), а на второй ступени использовался ЖРД LR-91-AJ-9 тягой 45,3 т, который практически не отличался от модели, применявшейся на ракете «Титан-2».

Для осуществления полетов ракет «Титан-ЗС» на м. Канаверал было построено две стартовых площадки LC-40 и LC-41 с общей технической позицией. Наземный комплекс проектировался с учетом требований по максимальному снижению времени на предполетную подготовку РН (до 15 суток на стартовой позиции). Важность, которую придавали ВВС обеспечению таких возможностей, можно подчеркнуть тем, что общая концепция мобильного запуска под названием «Сборка, транспортировка, старт» была утверждена до окончательного выбора типа ракеты-носителя, а исходными планами по проекту предусматривалось создание трех пусковых площадок.

Жесткие требования по срокам проведения стартов были обусловлены одной из ранних задач ракеты «Титан-ЗС» — выведением пилотируемого корабля «Dyna Soar» для экстренного инспектирования и перехвата боевых космических средств противника. После закрытия проекта «Dyna Soar» актуальность оперативности была поддержана условиями развертывания разведывательных спутников.

Также перед разработчиками ставилась задача обеспечения высокой степени готовности РН к запускам. Данное требование определялось следующими показателями: в состоянии готовности «195 мин до старта» (Т-195 мин) ракета должна находиться в течение 30 суток, в состоянии Т-45 мин — в течение 6 ч, в Т-1 мин — в течение часа.


Ракета «Титан-ЗС»

Концепция «Сборка, транспортировка, старт» предполагала проведение максимального объема работ по предполетной подготовке на технической позиции и транспортировку полностью проверенной ракеты на мобильной пусковой платформе к стартовой площадке. Поэтому основными элементами наземного комплекса ракет «Титан-ЗС» стали:

— техническая зона приемки, контроля и. хранения ТТУ, состоящая из нескольких зданий и рабочих площадок под общим названием RISA (Receiving, Inspection and Storage Area);

— корпус вертикальной сборки VIB (Vertical Integration Building), где производится установка на пусковой платформе ступеней центрального блока и последующий монтаж полезного груза. Здание высотой 70 м имеет четыре пролета, позволяющих вести работы с четырьмя ракетами. После завершения сборки в корпусе выполняются контрольные проверки изделия с имитацией предстартового отсчета (центр управления запуском в те годы размещался в этом же здании). В целях сокращения времени нахождения на стартовой позиции и снижения вероятности сбоев при проведении там последних операций все оборудование, обеспечивающее функционирование бортовых систем ракеты, размещалось либо на самой платформе, либо в сопровождающих ее фургонах;

— корпус сборки ускорителей SMAB (Solid Motor Assembly Building) высотой 69,5 м, удаленный от здания VIB на 1,4 км. После доставки по рельсовым путям пусковой платформы с ракетой в нем производится монтаж ТТУ;

— пусковые площадки LC-40 и LC-41 (первая находится от корпуса SMAB на расстоянии 4,2 км). На стартовой позиции, под которую отведено 8,5 га, находятся мобильная башня обслуживания высотой 73 м, кабель-заправочная башня высотой 52 м и защитный ангар для фургонов с вспомогательным оборудованием.

Среди прочих особенностей программы «Титан-ЗС» (624А) следует упомянуть разработанную ВВС систему премиальных выплат за обеспечение требуемых характеристик ракет, экономию средств и соблюдение графика работ. Данные условия оговаривались с четырьмя основными подрядчиками, с которыми ВВС подписывали отдельные контракты: компаниями «Martin Marietta» (головной исполнитель), «Aerojet» (два контракта на поставки двигательных установок к ракетам «Титан-ЗС» и ступени «Транстейдж»), «АС Spark Plug» (инерци-альная система наведения) и UTC (стартовые ускорители).

Так, например, заключенный в конце 1962 г. с компанией «Martin Marietta» контракт стоимостью 300 млн долл. пред-полагал проведение в период с августа 1964 г. по июнь 1966 г. пяти испытательных запусков ракет «Титан-ЗА» и двенадцати ракет «Титан-ЗС». За каждый своевременно осуществленный старт фирма получала небольшую премию, максимальная же сумма вознаграждений по данной статье была определена в размере 2 млн долл.

Однако, как это обычно бывает со сложными техническими проектами, график работ по программе выдержан не был, хотя первый (неудачный) старт ракеты «Титан-ЗА» состоялся практически в установленные сроки— 1 сентября 1964 г., а первый полет РН «Титан-ЗС» (июнь 1965 г.) с отставанием в два месяца (за его проведение общая сумма премиальных выплат подрядчикам составила около 1,1 млн долл.). Последующие проблемы и аварии вынудили увеличить количество опытных ракет «Титан-ЗС» до 14 изделий, последнее из которых было запущено весной 1970 г.

Экономические успехи компании по программе оценивались по прогрессивной шкале. При снижении затрат или перерасходе средств в пределах 7,5% никакие премии или штрафы не предусматривались, последующие отклонения — до 20% в ту или иную сторону от установленных норм распределялись между ВВС и компанией в пропорции 95 к 5, в пределах 20—30% — в соотношении 88—12, а более значительные отклонения делились заказчиком и исполнителем как 70 и 30.

Для подсчета премий за эксплуатационные характеристики ракет «Титан-3» использовалась 100-бальная шкала оценки каждого полета. При штатном выполнении всех демонстрационных полетов с набором 900—1000 баллов компания получила бы максимальную сумму премиальных в размере 9 млн долл., или 3% от суммы заключенного контракта.Однако полным успехом программу летной отработки ракеты «Титан-ЗС» завершить не удалось — второй и пятый испытательные запуски завершились авариями. Всего за годы эксплуатации данной системы в 1965—1982 гг. было осуществлено 36 полетов, при этом надежность изделия составила 88,9%.

Также остались нереализованными и планы ВВС по обеспечению высокой оборачиваемости и интенсивности эксплуатации не только ракеты «Титан-ЗС», но и всего семейства в целом. Составленные в начале 1960-х годов прогнозы по развертыванию военных спутников давали основания считать, что в ближайшее время потребуется ежегодно проводить до 75 стартов ракет «Титан-3». Однако реальное количество не превысило 10 полетов (в 1967 и 1968 гг.).

Несмотря на то что ракета «Титан-ЗС» проектировалась как основная модель семейства, рекордное число полетов (54 в 1966—1984 гг.) пришлось на другую РН— «Титан-ЗВ». Эта транспортная система, предназначавшаяся исключительно для выведения спутников видовой разведки серии КН, проектировалась в условиях повышенной секретности. Нричем при первом же своем полете летом 1966 г. ракета вывела в космос штатную аппаратуру. Непродолжительный период разработки (менее двух лет) и уверенность в высокой надежности новой модели объясняются использованием в ее конструкции уже отработанных элементов.

Ракета «Титан-ЗB» представляла собой модель «Титан-ЗА», на которой вместо блока «Транстейдж» применялась ступень «Аджена». Особенностью новой РН являлась радиокомандная система наведения фирмы «Western Electric», управлявшая изделием на этапе работы первых двух ступеней, тогда как инерциальная система ступени «Аджена» использовалась на заключительном этапе выведения и в ходе орбитального полета КА. Запуски ракеты «Титан-ЗВ», доставлявшей на полярные орбиты грузы массой около 3 т, осуществлялись с территории базы Ванденберг с площадки SLC-4W, откуда раньше стартовали ракеты «Атлас-Аджена».


<<<Назад Страница 94 Далее>>>



WalkInSpace.Ru

Правила:

«Путешествие в космос» © 2017

Использование материалов допускается при условии указания авторства WalkInSpace.ru и активной ссылки на www.WalkInSpace.ru.



Яндекс.Метрика