WalkInSpace.ru - Проект «Морской старт» (Часть 3)
Главная Новости Форум Поиск



Авиационно-космические системы США

<<<Назад Страница 130 Далее>>>

Проект «Морской старт» (Часть 3)

Типовая программа полета ракеты «Зенит-ЗБЬ» при выведении спутника на переходную орбиту такова:

Т=0 — старт ракеты;

Т+8 с — начало разворота по тангажу;

Т+1 мин 4 с — максимальный скоростной напор (0,53 кг/см2);

Т+1 мин 48 с — максимальные перегрузки (3,8 g);

Т+1 мин 49 с — снижение тяги первой ступени до 75%;

Т+2 мин 9 с — снижение тяги до 50%;

Т+2 мин 21с — включение верньерных двигателей второй ступени;

Т+2 мин 23 с — прекращение работы первой ступени;

Т+2 мин 26 с — отделение первой ступени (район падения блока находится примерно в 800 км от места старта);

Т+2 мин 31с— включение маршевого ЖРД второй ступени;

Т+3 мин 37 с — сброс головного обтекателя на высоте 117 км (район падения в 1000 км от старта);

Т+7 мин 9 с — снижение тяги второй ступени до 85%;

Т+7 мин 29 с — останов маршевого ЖРД второй ступени;

Т+8 мин 44 с — прекращение работы верньерных двигателей и отделение второй ступени (район падения в 4600 км от , старта);

Т+8 мин 49 с — сброс корпуса третьей ступени;

Т+8 мин 54 с — запуск маршевого ЖРД третьей ступени;

Т+12 мин 46 с — останов третьей ступени (выход на опорную орбиту);

Т+42 мин 46 с — второе включение ЖРД третьей ступени;

Т+49 мин 2 с — прекращение работы третьей ступени (выход на переходную орбиту);

Т+49 мин 17 с — отделение полезного груза.

Первый старт ракеты «Зенит-SSL» был успешно осуществлен в марте 1999 г. Поскольку полет носил статус демонстрационного, то на РН устанавливался макет полезного груза. При втором запуске, состоявшемся спустя полгода, ракета вывела в космос коммерческий спутник связи. После начала штатной эксплуатации цена на запуск ракеты «Зенит-SSL» была определена в размере 90—100 млн долл.

Несмотря на аварию при третьем полете в 2000 г., ракета «Зенит-ЗвЬ» зарекомендовала себя как достаточно надежная ТКС, пользующаяся спросом на рынке (к лету 2004 г. состоялось еще десять успешных стартов). Однако наблюдаемое в последние годы падение коммерческого грузопотока в космос не позволило пока реализовать все ранние планы на проведение 6—8 полетов в год (исходя из такой интенсивности рассчитывалась рентабельность проекта). Кроме того, еще ни разу за одну экспедицию не удавалось осуществить запуски ни двух, ни тем более трех РН, а транспортные затраты на единичный старт существенно повышают расценки на пусковые услуги.

Поэтому в конце 2003 г. компания «Sea Launch» приняла решение о подготовке к запускам ракет «Зенит-SSL» с территории космодрома Байконур (подобная схема эксплуатации была оговорена исходным соглашением по проекту). Данный вариант, конечно, ухудшит энергетические характеристики изделия. Однако при избытке предложений на рынке средств выведения на фоне глобального спада активности в области спутниковых систем снижение расценок может сыграть решающую роль при получении новых заказов. Первый старт ракеты «Зенит-ЗвЬ» с наземной пусковой площадки может состояться в 2005 г.

Определенные надежды компания «Sea Launch» связывает с получением заказов NASA на доставку ракетой «Зенит-SSL» грузов к Международной космической станции. Но по условиям предоставления банковских кредитов на реализацию проекта «Морской старт», данная ТКС не должна конкурировать с американскими РН в рамках программ, выполняемых правительственными организациями США. Поэтому предварительные переговоры, проведенные с инвесторами в 2001 г., не далй позитивных результатов. Однако после гибели «Колумбии» ситуация изменилась и NASA обратилось к компании «Sea Launch» с предложением изучить возможности выведения ракетой на низкую орбиту грузов массой до 16 т.

В целях недопущения внутренней конкуренции на рынке пусковых услуг между ракетами «Зенит-SSL» и «Дельта» в 2001 г. корпорация «Boeing» образовала специализированное подразделение «Boeing Launch Services» (BLS) для проведения согласованного маркетинга этих ТКС. По своим задачам -новая организация схожа с компанией ILS, осуществляющей коммерческую эксплуатацию ракет «Атлас» и «Протон». Но в отличие от своего конкурента роль фирмы BLS будет ограничена лишь участием в конкурсах на запуски спутников и оформлением контрактов. Непосредственными работами по проведению стартов по-прежнему будут заниматься либо корпорация «Boeing», либо предприятие «Sea Launch».

Поэтому, учитывая преимущества независимой эксплуатации нескольких тяжелых ракет, причем с различных полигонов, можно не сомневаться, что оригинальный проект десятилетия еще долгие годы будет оставаться на плаву.


<<<Назад Страница 130 Далее>>>



WalkInSpace.Ru

Правила:

«Путешествие в космос» © 2017

Использование материалов допускается при условии указания авторства WalkInSpace.ru и активной ссылки на www.WalkInSpace.ru.



Яндекс.Метрика