WalkInSpace.ru - История кометы Галлея

Беседы о кометах

История кометы Галлея

Среди читателей, вероятно, найдутся такие, кто может спросить: «А как получилось, что комета Веста появилась в восточном небе?» (Слово «вест» по английски означает «запад»,.— Прим. пер.). Дело в том, что слово «Вест» в названии кометы — это фамилия человека, который ее открыл. Это касается и названий других комет — Когоутека, Джа-кобини — Циннера и т. п.— все это фамилии астрономов, открывших эти кометы. Таким образом, кометы обычно носят имена их первооткрывателей, хотя бывают и исключения. Так, например, название кометы Галлея связано с именем человека, который ее не открывал.

Галлей — английский астроном, живший в XVIII веке, один из руководителей обсерватории в Гринвиче. Он был другом Ньютона, который, открыв закон всемирного тяготения, считал, что кометы движутся вокруг Солнца по параболическим орбитам в соответствии с этим законом. Ньютон опубликовал методику расчета этих орбит, и, используя эту методику, Галлей рассчитал орбиты для большого числа комет, появление которых было зафиксировано к тому времени.

В результате этих расчетов выяснилось, что орбиты трех комет, появлявшихся соответственно в 1531, 1607 и 1682 годах, очень схожи между собой. Поскольку промежуток времени между появлениями этих комет составляет около 75 лет, Галлей предположил, что это одна и та же комета подходит близко к Солнцу, каждые 75 лет и что она, вероятно, вновь появится на небе в следующий раз либо в конце 1758, либо в начале 1759 года. Галлей отмечал: «Если эта комета появится вновь, то хотелось бы, чтобы знали, что впервые это предсказал англичанин». Удостовериться лично ему в этом не удалось, он умер в 1742 году.

Рис. 3. Комета Галлея в 1910 году

Пришел, наконец, долгожданный 1758 год. Все астрономы мира жаждали получить подтверждение предположения, высказанного Галлеем. Честь открытия кометы выпала на долю немецкого астронома-любителя Палича. В новогоднюю ночь ему посчастливилось поймать эту комету в объектив своего небольшого телескопа с фокусным расстоянием 2,4 метра. Это был первый случай удачного поиска кометы астрономом-любителем, а также первый успех в использовании телескопа для поиска комет.

Таким образом, был установлен факт существования короткопериодичёских комет, которые, подобно Венере, Юпитеру, Земле и другим планетам, являются членами Солнечной системы, движущимися в космическом пространстве вокруг Солнца под действием его притяжения.

В память о заслугах Галлея эта комета и стала носить его имя. Впоследствии она появлялась и приближалась к Солнцу в 1835 и 1910 годах (рис. 3), то есть примерно через 75 лет. Следующее ее появление на небе ожидается в 1986 году. Для астрономов всего мира это будет одним из важных событий, поскольку, можно сказать, это единственный случай, когда заведомо было ясно появление крупной кометы.

Одним из астрономов-профессионалов, стремившихся в 1758 году увидеть новое появление кометы Галлея, был француз Мессье. По-видимому, раздосадованный, как и некоторые другие, тем, что комета была замечена сначала астрономом-любителем, он решил уделить проблеме поиска комет особое внимание. Мессье тоже пришел к выводу о выгоде использования телескопа для поиска комет и с помощью небольшого телескопа начал обозревать небосвод с целью обнаружить комету.

Существуют небесные объекты, называемые туманностями и звездными скоплениями, которые по внешнему виду легко принять за кометы. Мессье составил каталог с описанием 103 таких туманностей и скоплений звезд, наблюдавшихся им в телескоп, и указал их местоположение, форму, яркость и т. п. Это позволяло отличать подобные небесные объекты от комет. И по сей день употребляются обозначения туманностей и звездных скоплений по каталогу Мессье, до сих пор, упоминая о них, спрашивают: «Какой это номер по Мессье?»

В период с 1759 по 1798 год Мессье открыл 13 комет.