WalkInSpace.ru - Исследования комет, выполняемые специалистами

Беседы о кометах

Исследования комет, выполняемые специалистами

Существует еще один вид «поиска комет», которым занимаются специалисты,—это расчеты кометных орбит и предсказания их новых появлений. Например, благодаря тому что орбита короткопериодической кометы Энке была рассчитана заранее, оказалось возможным предсказать ее следующее появление и назвать точный момент прохождения перигелия. Конечно, такие предсказания — дело непростое, поскольку кометы подвержены воздействию притяжения со стороны крупных планет (прежде всего Юпитера), поэтому-то и возникают возмущения их орбит. Однако получить общее представление о параметрах орбиты кометы обычно все же удается, а отсюда можно рассчитать, в какой части неба с Земли будет видна та или иная комета.

Обычно расчет положений кометы производится на каждые 10 суток, и печатается расчетная таблица или график перемещения кометы среди звезд. Поскольку возможно также рассчитать расстояния кометы от Земли и от Солнца, то можно предвычислить и ее яркость. Специалисты, основываясь на данных расчетной таблицы о местоположениях кометы, направляют в указанные участки неба телескопы и производят фотографирование. И если влияние притяжения планет на комету и другие факторы были учтены в необходимой мере, то наградой будут прекрасные снимки кометы.

Однако нередки случаи, когда комета не обнаруживается там, где ее появление уверенно предсказывалось. Движение кометы, даже без учета возмущений, обусловленных притяжением крупных планет, нелегко рассчитать точно. На это движение оказывают влияние многие трудно учитываемые факторы, и поэтому комета зачастую не проходит свой перигелий в расчетное время. Подготавливая расчетную таблицу положений кометы, в случае, если исходные предположения оказались щеточными, производят расчет отклонений по разнице вычисленных и наблюдаемых положений. Если ' комета не появилась в первоначально рассчитанной точке, продолжают ее поиск с учетом возможных отклонений. Обнаружение короткопериодической кометы подобным способом — «открытие в результате расчетов» — называют переоткрытием, и его следует отличать от «открытия в результате наблюдений» — обнаружения новой кометы.

Данные о переоткрытых кометах также передаются в Центральное бюро астрономических телеграмм. Этим короткопериодическим кометам присваиваются временное и постоянное обозначения, но они не получают названий по именам исследователей.

Существуют и такие короткопериодиче-ские кометы, для которых попытки предвычисления нового появления заканчиваются неудачей, и они так и пропадают в неизвестном направлении. Последнее может произойти по разным причинам: либо произошла ошибка в расчетах, либо комета подошла к Солнцу, но с такой стороны, которая была не наблюдаема с Земли ночью.

В подобных случаях остается только ждать следующего более благоприятного момента прохождения кометой ее перигелия. Комета тем временем продолжает свое движение по орбите, и если в расчетах будут допущены, новые погрешности, то пределы следующего прогноза еще более расширятся и поиски станут еще более затруднительными.