WalkInSpace.ru - Необходимость раннего обнаружения кометы

Беседы о кометах

Необходимость раннего обнаружения кометы

Икейя и Секи открыли комету, «посетившую» станцию слежения за солнечной короной в Японии за месяц до начала систематической работы этой станции. Это одна из комет семейства комет Крейца, она имела j хорошо рассчитанную орбиту, благодаря чему был точно, вплоть до часа, предсказан момент прохождения перигелия. В результате удалось тщательно продумать и исключительно хорошо организовать наблюдения этой кометы.

Нечто подобное произошло и с кометой Когоутека. Ее приближение к Солнцу было замечено за 9 месяцев до момента прохождения перигелия, когда комета находилась на большом расстоянии от Солнца — около миллиарда километров. Благодаря этому имелась возможность свободно распорядиться временем для корректировки плана наблюдений с помощью американской орбитальной космической станции «Скайлэб».

Кстати, следует отметить, что число крупных телескопов, установленных в разных частях земного шара, отнюдь не превосходит числа небесных объектов, вызывающих интерес. Существует также определенный «избыток» научных работников, претендующих на использование этих крупных телескопов, так что время наблюдений, отводимое каждому астроному, все более сокращается.

В префектуре Окаяма располагается Центр астрофизических наблюдений, подчиненный Токийской обсерватории. Здесь имеется один из крупнейших на Дальнем Востоке телескоп-рефлектор с диаметром зеркала 188 сантиметров. Он используется всеми японскими астрономами-наблюдателями, причем заявки от желающих получить доступ к использованию этого инструмента не перестают поступать круглый год, и суммарное время, запрашиваемое на эксплуатацию телескопа, по этим заявкам превышает 700 ночей в год.

Вследствие такой большой перегрузки в работе этот телескоп не может быть как-то приспособлен для экстреннего наблюдения за неожиданно возникающими редкими небесными явлениями. Кроме того, современная техника, предназначенная для астрономических наблюдений, отличается исключительной сложностью, и очень непросто подключать к телескопу какую-либо дополнительную наблюдательную аппаратуру, как правило, тоже довольно сложную. Поэтому при неожиданном появлении даже крупной кометы трудно Подключиться к наблюдениям за ней, используя этот телескоп.

Подобным образом дело обстоит не с одним только телескопом Центра астрофизических наблюдений в Окаяме, а в той или иной степени с большинством крупных телескопов во всем мире. Учитывая это, необходимо, произведя максимально раннюю «засечку» появления кометы и по возможности быстрый расчет ее орбиты, тут же сообщить об этом, чтобы была своевременно организована программа наблюдений кометы.