WalkInSpace.ru - Разработка высококачественных объективов

Беседы о кометах

Разработка высококачественных объективов

Поскольку фотографирование методом дагеротипа отличалось очень низкой чувствительностью фотоматериала, возникла проблема создания как можно более светосильного объектива. В 1840 году Пецваль из Венского университета разработал такой объектив, а Фойгтлендер его изготовил. Объектив- Пецваля представлял собой комбинацию из двух групп линз по две в каждой. Поле зрения было несколько сужено, зато относительное отверстие достигало 1:3,4, благодаря чему при фотографировании человека, даже расположенного в тени, требовалась гораздо меньшая выдержка — до 1—2 минут. Этот объектив получил название «портретного» и стал производиться в значительных количествах.

В. это время на Ликской обсерватории работал известный астроном Барнард, прославившийся своими открытиями комет. К его -заслугам принадлежит также и применение «портретного» объектива для фотографирования небесных объектов. Изготовив специальный телескоп с экваториальной монтировкой, Барнард с помощью «портретного» объектива сумел сделать ряд последовательных снимков Млечного Пути, применив для этого выдержку около 5 часов, благодаря чему было открыто существование многочисленных светлых и темных туманностей. Это открытие стимулировало дальнейшее исследование Млечного Пути, продвинув далеко вперед изучение строения Галактики.

12 октября 1892 года Барнард при проявлении снимка части Млечного Пути в созвездии Орла неожиданно обнаружил на нем изображение новой кометы, сдвинутое из-за большой выдержки при фотографировании. Это было первое открытие новой кометы, сделанное фотографическим путем. На многочисленных снимках, сделанных с помощью нового объектива на крупных телескопах, которые в это время вошли в употребление, было зафиксировано много ценных данных, в частности, об изменениях формы хвоста кометы. Благодаря достигнутым успехам фотографический телескоп с экваториальной монтировкой стал широко известен во всем мире, и на каждой обсерватории стремились получить такое оборудование.

На поверхности фотоэмульсии вместе с изображениями звезд возможно появление различных царапин, пятен, затрудняющих восприятие реального изображения. Учитывая это, предпочтительнее делать по два снимка того, что попадает в поле зрения при фотографировании. С этой целью стали применять спаренный фотографический телескоп с двумя объективами, что способствовало более быстрому обнаружению астероидов и комет при их поисках.

Поскольку определенным недостатком «портретного» объектива Пецваля было узкое поле зрения, насущной необходимостью стало изобретение объектива с более широким полем зрения. Вместе с появлением ноых видов оптического стекла были разработаны и новые типы современных объективов. Такие из них, как трехлинзовыи объектив, изобретенный англичанином Тейлором, объектив «Тэссар», изобретенный немцем Рудольфом, нашли широкое применение и в астрономии.

В настоящее время самые крупные в мире фотографические телескопы-рефракторы находятся на Ликской обсерватории (в США) и на астрономической станции Аргентинского университета. Оба этих телескопа являются двойными с диаметром объектива 51 сантиметр и относительным отверстием 1:7. Оба они активно используются и для наблюдений комет.