WalkInSpace.ru - Просто невозможно! (Часть 6)

Загадки микрокосмоса

Просто невозможно! (Часть 6)

А теперь перейдем к физике. В математике человек может создать идеальный мир, соответствующий или не соответствующий реальности; такое соответствие не обязательно. Однако в физике человеком управляет четкое сознание того, что есть реальность, и тогда он может описать ее наилучшим образом.

На основании опыта (а не умозаключений, исходя из предпосылок или определений, придуманных для удобства) можно сделать определенные обобщения о материальной Вселенной. Они обычно называются «законами природы», и в этом претенциозном термине отразилась излишняя самоуверенность так называемого века разума (XIX века). На самом деле законы природы — не более чем обобщенные закономерности.

Самое мощное обобщение, которое мы знаем, может быть выражено следующими словами: общее количество энергии, присутствующей в замкнутой системе, постоянно (замкнутая система в данном случае представляет собой изолированную систему, которая не может приобрести извне или потерять энергию; таким образом, единственной истинно замкнутой системой является Вселенная в целом).

Это знаменитый закон сохранения энергии, и он вводит понятие «невозможности». Мы можем сказать: «Создать или уничтожить энергию невозможно» .

Однако это утверждение, бездумно повторяемое несметным множеством людей, не является истинным. Создание или уничтожение энергии не является невозможным в том смысле, что оно представляет собой логическую несообразность (как в случае с четными и нечетными числами) или не соответствует принятым правилам (как в случае с делением на ноль).На самом деле здесь имеется в виду, что за все время существования человечества не было ни одного примера, в котором действительно и неоспоримо происходило создание или уничтожение энергии. Но опыт человечества не безграничен; не исключено, что в каких-то непредвиденных обстоятельствах этого опыта окажется недостаточно. И что делать тогда?

Со времени провозглашения закона сохранения энергии дважды ситуация складывалась так, что подталкивала науку к отказу от него как от не вполне обоснованного обобщения. Во-первых, в конце XIX века ученые обнаружили, что энергия, излучаемая радиоактивными материалами, казалось бы, берется из ниоткуда. Может быть, они имели дело с процессом создания энергии? В 1905 году Эйнштейн продемонстрировал, что это не так, предположив, что масса является формой энергии, и энергия радиоактивности (или других ядерных реакций) уравновешивается равной потерей в массе. В конце концов истинность этого положения была доказана.

Затем, в 1920-х годах, ученые открыли, что бета-частицы, испускаемые атомами, обладают меньшим количеством энергии, чем должны были бы обладать. Может быть, ученые имели дело с процессом уничтожения энергии? В 1931 году Паули предположил, что это не так, объяснив потерю энергии существованием новой частицы — нейтрино, которая была действительно открыта четверть века спустя.