WalkInSpace.ru - Химическая знакомания (Часть 5)

Загадки микрокосмоса

Химическая знакомания (Часть 5)

Итак, на остальных страницах этого эссе будем говорить о самих химических знаках и забудем о молекулах. В идеале знаки должны были состоять только из первых букв, но в латинском алфавите всего 26 букв, а элементов намного больше 26.

В настоящее время известны 104 элемента1. Из них 104-й был недавно открыт советскими учеными и еще не получил название и знак. Тем не мепее химики уже имеют в своем распоряжении 103 элемента с названиями, требующими знаков, так что волей-неволей приходится пользоваться двухбуквенными обозначениями. К счастью, для них алфавита вполне достаточно. Существует 676 (26 в квадрате) двухбуквенных сочетаний, и наука едва ли когда-нибудь откроет столько разных элементов.

На самом деле, когда химикам более поздних времен пришлось задуматься над этим вопросом, они даже пожалели о том, что некоторые химические знаки состоят из одной буквы. Единообразие было бы, конечно, лучше, и раз нельзя дать всем элементам однобуквенное обозначение, то надо было обозначить все элементы без исключения двумя буквами. По этой причине в последние сто лет химики, как правило, давали новым элементам обозначения из двух букв, даже если можно было обойтись одной.

Элементы, представленные одной буквой, в большинстве случаев уже были известны в то время, когда Берцелиус разрабатывал свою систему, и тогда они получили свои знаки. Они намертво закрепились в истории химии и едва ли могли измениться. Авторы тысяч статей и книг миллионы раз называли атом кислорода буквой О, так что переименовать его, к примеру, в Ох просто немыслимо.

Шестнадцать элементов обозначаются одной буквой. Перечислим их в таблице 6 в порядке открытия.

Из этих шестнадцати элементов двенадцать были известны в то время, когда Берцелиус приступил к своей системе, а ванадий был открыт через несколько лет после ее создания. Тогда однобук-венные знаки пользовались популярностью. Фтор был выделен лишь после 1886 года, но о его существовании было известно еще во времена Берцелиуса, когда он получил название и знак.

Только два элемента, открытые после 1830 года без предположения об их существовании, получили однобуквенные знаки. Это аргон и эйнштейний. Между прочим, оба они сменили знаки.

В 1957 году официальная комиссия ученых-химиков составила рекомендации по химическим знакам. Я подозреваю, что они с удовольствием отменили бы все однобуквенные знаки, но это было не в их силах. Однако они сумели запретить однобуквенные знаки в будущем и поменять знаки аргона и эйнштейния. Аргон не участвует в известных соединениях, поэтому его символ редко использовался в трудах по химии, а эйнштейний просуществовал всего пять лет, да еще в таких микроскопических количествах, что его соединения еще не успели как следует изучить. В связи с чем никто не пострадал от постановления комиссии о том, что отныне химическим знаком аргона будет Аг, а не А и химическим знаком эйнштейния будет Es, а не Е.