WalkInSpace.ru - Время нашей жизни (Часть 4)
Главная Новости Форум Поиск



Загадки микрокосмоса

<<<Назад Страница 121 Далее>>>

Время нашей жизни (Часть 4)

Но к тому моменту многие страны уже покрылись стальной паутиной железных дорог, и впервые в истории человечества значительное число людей стало регулярно совершать сухопутные поездки. Чтобы обеспечить надежность и эффективность железнодорожного сообщения, поезда должны прибывать и уходить «вовремя». Если они опаздывают или спешат, то пассажиры вынуждены сидеть па вокзале в ожидании или, хуже того, явившись па станцию, смотреть вслед удаляющемуся поезду.

Железные дороги стали первым повседневным явлением цивилизации, которое наполнило содержанием бывшую метафору «минута в минуту». До тех пор ничто (кроме, может быть, астрономических наблюдений) не требовало от обычного человека скрупулезной точности во времени, и он мог ограничиться расплывчатыми указаниями вроде «лишь солнце перейдет зенит» или «во вторую стражу ночи, когда склонится Ковш над шпилем замка».

Итак, чтобы облегчить жизнь потенциальным пассажирам, железнодорожники начали издавать расписания поездов, и тут же оказалось, что для этого совершенно не годится местное среднее время. Местное среднее время отличалось во всех населенных пунктах, через которые проходила железная дорога, и любая попытка применить время одного городка для другого (и наоборот) оканчивалась мучениями для всех участников. Появилась настоятельная необходимость установить среднее время, одинаковое на всем протяжении железных дорог.

К счастью для тех стран, где в середине и второй половине XIX века появились первые железные дороги, они имели относительно небольшую протяженность с востока на запад, и разница во времени между западным и восточным концами была не такая заметная.

Например, в Великобритании разница во времени между Лондоном и Глазго составляет 16 минут. Во Франции разница во времени между Страсбургом и Брестом — 45 минут. В Германии (имея в виду границы XIX века) разница во времени между Аахеном и Кенигсбергом составляла около 1 часа.

В этих странах была возможность ввести единое местное время для системы железных дорог и всех населенных пунктов страны, в которых среднее время отличалось бы от солнечного в худшем случае на несколько минут. Такое расхождение было микроскопически малой цепой за безусловные выгоды в результате.

(Хотя готов спорить, что, когда в какой-нибудь заштатный Нидершлагеп, Помпомтерр или Суонс-ли пришел приказ перевести городские часы на семь минут вперед, чтобы привести их к государственному стандарту, дело не обошлось без громких протестов со стороны тех, кто выступал против «посягательств на Богом установленное время».)

Но не всем решение далось с легкостью, ибо были в XIX веке два государства, сочетавшие быстро растущую сеть железных дорог с громадной территорией, протянувшейся с востока на запад. Речь идет, разумеется, о Канаде и США. Разница во времени между Портлендом в штате Мэн и Портлендом в штате Орегон составляет около 3 с половиной часов, а разница между Галифаксом и Ванкувером в Канаде — около 4 часов.


<<<Назад Страница 121 Далее>>>



WalkInSpace.Ru

Правила:

«Путешествие в космос» © 2024

Использование материалов допускается при условии указания авторства WalkInSpace.ru и активной ссылки на www.WalkInSpace.ru.

Используются технологии uCoz


Яндекс.Метрика