WalkInSpace.ru - Аполлоны

Тайны Марса

Аполлоны

Еще ближе к нам, чем зона Амуров, находятся астероиды Аполлоны (по названию однокилометрового объекта «1862 Аполлон» – первого в своем классе, – открытого в 1932 году немецким астрономом Карлом Вильгельмом Рейнмутом). Главная характеристика Аполлонов состоит в том, что они «пересекают орбиту Земли почти постоянно».

С начала 90-х годов в ряде обсерваторий занялись интенсивными исследованиями для установления истинного значения «проблемы Аполлона». В результате оказалось, что таких пересекающих орбиту Земли снарядов великое множество – и, вероятно, более 1000 из них имеют поперечники более 1 километра, а некоторые превышают 50 километров.

Среди известных крупных Аполлонов (к марту 1995 года в каталог были внесены более 170 таких объектов) назовем страшного убийцу миров «2212 Гефеста», имеющего 10 километров в поперечнике. Другой, меньший, тоже пересекающий орбиту Земли Таутатис выглядит столь же неприятным. Это то, что называется «контактный бинар» – «два фрагмента то ли спаянные, то ли удерживаемые вместе весьма слабым притяжением». Больший фрагмент имеет 4,5 километра в поперечнике, а меньший – 2,5. Этот составной объект ведет себя неустойчиво и непредсказуемо, буквально кувыркаясь в пространстве. Определенно известно, что он уже пересекал орбиту Земли на расстоянии всего лишь в 3 миллиона километров от нас – это расстояние наша планета покрывает примерно за 30 часов.

Столкновение с таким быстро вращающимся и неустойчивым объектом имело бы опустошительные последствия. Спедикато отмечает:

«Присутствие Таутатиса доказывает, что все еще существуют гигантские глыбы, которые могут означать конец света, и что они близко подходят к нам».

В 90-х годах были обнаружены несколько Аполлонов около 5 километров в поперечнике, и, как мы видели в Главе 19, ряд меньших объектов – вроде Асклепия (0,5 километра), Гермеса (приблизительно 2 километра) и Икара (2 километра) совершили крайне близкие к Земле пролеты. Есть и крупные загадочные Аполлоны типа Ольято и Фаэтона, которые ведут себя скорее как кометы, чем как астероиды, и которые мы собираемся рассмотреть в последующих главах. Крошечный осколок Фаэтона поразил Землю 13 декабря 1997 года. Он упал в политически неспокойной Северной Ирландии вблизи от границы с Ирландской республикой и вызвал взрыв, который первоначально приняли за террористический акт. Изучившие кратер ученые из обсерватории Армаха и Университета Белфаста доказали, что это был метеорит и что его родительским телом был Фаэтон.

Стоит, пожалуй, повторить, что все Аполлоны постоянно находятся на орбитах, пересекающих земную, и что им составляет компанию неизвестное число – быть может, даже тысячи – еще не открытых и, возможно, весьма крупных объектов. На перекрестках, где они пересекают большой круг в небе, по которому обращается Земля, нет светофоров, и по теории вероятностей на протяжении весьма длительного времени столкновения с ними неизбежны.

Вероятно ли в ближайшем будущем столкновение Земли с одним из Аполлонов?
Единственный честный ответ на этот вопрос: никто не знает, ибо никто не имеет ни малейшего представления о том, сколько там может быть таких снарядов! Аполлоны, как известно, невидимы для телескопов и столь неуловимы, что даже зарегистрированные часто «исчезают». Давший название всему рою Аполлон 1862, например, был потерян телескопами вскоре после его открытия в 1932 году и не был замечен до 1973 года. Гермес, пролетевший так близко к Земле в 1937 году, пропал, и с тех пор его больше не видели. Вот почему, утверждает Брайен Марсден из Гарвардско-Смитсоновского центра астрофизики, он «считается одним из самых опасных из близких к Земле объектов». Самый большой Аполлон – Гефест – успешно избегал обнаружения, несмотря на свой десятикилометровый обхват, вплоть до 1978 года.