WalkInSpace.ru - Астрономы впервые засекли гамма-лучи у новой звезды

2010 » Август » 19 » Астрономы впервые засекли гамма-лучи у новой звезды
03:25

Астрономы впервые засекли гамма-лучи у новой звезды

Ученым впервые удалось зафиксировать испускание гамма-лучей новой звездой - то есть звездой, светимость которой резко увеличивается на несколько порядков. Работа опубликована в журнале Science, коротко она описана в пресс-релизе Космического центра Годдарда при NASA. На сайте центра также можно взглянуть видео того, как проистекает вспышка новой и выделение гамма-лучей.

В отличие от сверхновых новые звезды не разрушаются при вспышках, так как возрастание их светимости имеет другую природу. Такие звезды представляют собой двойные системы, состоящие из белого гнома и звезды-компаньона. Белый гном в течение достаточно длительного времени "ворует" материю напарницы. В определенный момент "чужой" газ уплотняется и разогревается до такой степени, что в нем начинают проистекать термоядерные реакции синтеза гелия из водорода. Этот процесс сопровождается выделением большого количества энергии и выбросом газа в окружающее пространство.

Вспышку новой звезды V407 Cyg в созвездии Лебедя, которая удалена от Земли на 9 тысяч световых лет, изначально подметили японские астрономы-любители. Позже ее появление зафиксировали профессионалы. Еще через некоторое время ученые, анализирующие данные, которые собирает орбитальная обсерватория "Ферми", сообщили, что одновременно со вспышкой новой звезды "Ферми" зафиксировал всплеск гамма-излучения.

Исследователи предложили вероятное объяснение появлению гамма-излучения - излучения с чрезвычайно большой энергией. При вспышке новой в космос с огромной быстротой (до одного процента от скорости света) начинает идти волна материи, состоящая из ионизированного газа и высокоэнергетических частиц. Магнитное поле удерживает внутри волны заряженные частицы, при этом они разгоняются до околосветовых скоростей. Когда такие частицы сталкиваются с частицами звездного вихря звезды компаньона (в случае V407 Cyg является красный великан - светило, диаметр которого сравним с диаметром 500 Солнц), происходит выделение гамма-излучения.

В прошлом году "Ферми" разглядел в космосе самый яркий блазар из известных астрономам. Блазарами ученые именуют мощные источники электромагнитного излучения в ядрах некоторых галактик, которые обыкновенно связывают с наличием там сверхмассивных черных дыр.
Просмотров: 4262