WalkInSpace.ru - Статьи - Луна - Фотографирование Луны со светофильтрами
Главная Новости Форум Поиск



Фотографирование Луны со светофильтрами

Съемка Луны с цветными светофильтрами является, пожалуй, наиболее сложной из рассматриваемых задач. Для ее выполнения необходимо подобрать соответствующие фотоматериалы и светофильтры из цветного стекла.

Для того чтобы выявить цветовые особенности покровного вещества Луны, необходимо сопоставить изображения в двух разнесенных по спектру диапазонах длин волн. Чем больше интервал между диапазонами, тем контрастнее проявляются цветовые свойства поверхности Луны.

Съемки в коротковолновой части спектра производятся на несенсибилизированных пластинках, чувствительных к ультрафиолетовым, фиолетовым, синим и голубым лучам. Чтобы еще больше сузить спектральный диапазон, перед фотопластинкой надо поместить светофильтр, обрезающий значительную часть синих и голубых лучей. Наиболее подходящим в этом случае является светофильтр УФС-6. Сочетание несенсибилизированной эмульсии и указанного фильтрз обеспечивает съемку в диапазоне шириной | менее 0,1 мкм при эффективной длине волны около 0,38 мкм. Выполняя съемку, следует учитывать, что несенсибилизированные пластинки обладают низкой чувствительностью, а светофильтр УФС-6 имеет большую плотность. Поэтому экспозиция должна быть длительной. Конкретные условия съемки подбираются опытным путем.

Снимки в длинноволновой области спектра получают на фотопластинках типа изопанхром, которые обладают повышенной чувствительностью к красным и темно-красным лучам. Но, кроме того, изопанхро-матические эмульсии чувствительны к широкому интервалу длин волн, охватывающему практически весь визуальный участок спектра. Следовательно, для сужения эффективного диапазона длин волн необходимо использовать светофильтр, обрезающий коротковолновую часть регистрируемого излучения. Наиболее подходящим из имеющихся стандартных фильтров в этом случае является КС-13 — красный средней плотности. Этот фильтр поглощает ультрафиолетовые, фиолетовые, синие, зеленые и частично желтые и оранжевые лучи. В сочетании с изопанхроматическими пластинками использование светофильтра КС-13 позволяет получать снимки в довольно узкой спектральной области, шириной 0,05 мкм, при эффективной длине волны около 0,64 мкм. Экспозицию при получении снимков в красной области спектра также надо подобрать опытным путем. Заметим лишь, что она будет меньше, чем в случае съемки в коротковолновом участке спектра по описанной выше методике.

После получения спектрозональных снимков и к следует прокалибровать путем впечатывания изображения ступенчатого ослабителя. Засветка производится через соответствующий фильтр рассеянным светом. При этом серией предварительных пробных экспозиций надо подобрать такие условия освещения и длительность экспонирования, чтобы плотность на изображении самого светлого поля практически не отличалась от плотности фона негатива.

Простое сопоставление лежащих рядом двух негативов, полученных в разных участках спектра, уже покажет заметную разницу в распределении плотности изображения, особенно в районах лунных морей. Указанные различия станут еще более явственными при сравнении копий, отпечатанных на контрастном фотоматериале (пластинках, пленках или фотобумаге).

Наибольшей наглядностью обладает цветоделл-тельное изображение, составленное из негатива одного спектрозонального снимка и позитива другого. Основной сложностью получения подобного единого спектрозонального изображения является такой подбор компонентов пары, чтобы они оба имели одинаковую характеристическую кривую, т. е. одинаковый характер соответствия интенсивности излучения плотности почернения изображения. Простыми средствами осуществить фотометрическое совмещение изображений с точностью, допускающей измерения, довольно сложно. Поэтому рекомендуем ограничиться получением качественной картины распределения цвета на лунной поверхности. При сложении позитива и негатива эффект цветовых различий усиливается как бы вдвое, и довольно четко можно выделить участки с различной спектральной отражательной способностью.

Техника получения комбинированного спектрозонального изображения заключается в следующем. С негатива-оригинала пластинки, экспонированной в красных лучах, изготовляется серия копий разной плотности и контраста. Пригодной для использования в цветоделительной паре будет позитивная копия, прн сложении которой с негативом-оригиналом, экспонированным в ультрафиолетовых лучах, изображение ослабителя напросвет станет однотонным, не отличающимся от фона, так же как и большая часть материковых областей на изображении Луны. Очевидно, что совмещение по деталям надо проводить возможно тщательнее, не допуская двоения контуров.

После совмещения комюнентов пары обе пластинки жестко скрепляются окантовкой, специальной рамкой или каким-либо другим способом. Затем с помощью фотоувеличителя с такого комбинированного оригинала можно получить рабочие копии на фотопластинке, пленке или бумаге. Фрагмент спектрозонального изображения, полученного описанным способом, приведен ниже, на рисунке.Рассмотрим порядок отождествления цветовых особенностей на окончательном спектрозональном изображении, построенном по описанной схеме.

На ультрафиолетовом негативе-оригинале участки лунной поверхности, имеющие повышенную отражательную способность в коротковолновой области видимой части спектра,— «синие» участки, обладают наибольшей плотностью почернения. На красном негативе-оригинале эти детали, напротив, имеют меньшую плотность. Но после контактного копирования на полученном позитиве их плотность станет пропорционально более высокой. Сложив позитивную копию с негативом-оригиналом, мы суммируем плотности «синих» участков, усиливая ее примерно вдвое. Плотность «красных» участков останется на прежнем низком уровне. Таким образом, общий контраст комбинированного изображения повысится по сравнению с контрастом каждого из оригинальных снимков.

Если затем с комбинированного оригинала мы получаем рабочий отпечаток, более светлым тоном на фотографии будут выделяться «синие» участки поверхности, а темным тоном — «красные». Переходные полутона покажут степень «покраснения» или «посинения» покровного вещества.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что употребляемые здесь определения цветности условны и не соответствуют восприятию глаза.

Спектрозональные изображения открывают много новых возможностей исследования лунной поверхности.

На этих фотографиях выявляются детали, не наблюдаемые на обычных снимках. По цвету участков поверхности можно судить об относительном возрасте образований: как правило, более молодые области отличаются «синеватой» окраской, а старые — «красным» цветом. По этому признаку внутри морей отождествляются отдельные лавовые потоки и можно восстанавливать динамику заполнения морского ложа базальтовыми породами в эпоху глобального лунного вулканизма. Цветность деталей поверхности служит также указателем различного химического состава слагающих их пород.

Поскольку спектральная отражательная способность, так же как и интегральная, проявляется лучше всего при малых углах падения солнечных лучей, снимки для цветоделительных изображений удобнее получать в фазах, близких к полнолунию. Вместе с тем фазовые изменения цветности, в среднем, незначительны. Поэтому не лишены интереса также спектрозональные пары по снимкам, сделанным при фазовых углах, отличных от нуля. В этом случае следует учесть, что цветовые контрасты будут падать с приближением к терминаторной зоне, так как наличие многочисленных теней послужит нейтральным «шумом», размывающим общую картину цветоделительного изображения.


WalkInSpace.Ru

Правила:

«Путешествие в космос» © 2017

Использование материалов допускается при условии указания авторства WalkInSpace.ru и активной ссылки на www.WalkInSpace.ru.



Яндекс.Метрика