WalkInSpace.ru - Канда и его роль в изучении комет в Японии

Беседы о кометах

Канда и его роль в изучении комет в Японии

Анализируя стремительный рост активности и достижений «охотников за кометами» в Японии в последнее время, нельзя не вспомнить одного человека, бывшего инженера Токийской обсерватории, ныне покойного Сигару Канду. Канда окончил астрономическое отделение физико-математического факультета Токийского университета и вскоре начал работать на Токийской обсерватории.

Канда решил собрать из старых японских рукописей все относящееся к кометам, а затем, по совету тогдашнего директора обсерватории Хираяма, и все то, что относилось к астрономии вообще. Обществом содействия развитию науки в результате проделанной им работы был выпущен труд под названием «Материалы истории астрономии в Японии». Сюда были включены все без исключения записи таких событий, как солнечные и лунные затмения, появления на небе комет и Новых. Этот труд стал незаменимым материалом не только для всех последующих исследований в области истории астрономии в Японии, но и для истории науки в Японии вообще.

Издаваемый сейчас Токийской обсерваторией «Ежегодник естественных наук» широко используется теми, кто занят в непрерывно расширяющейся сфере подготовки кадров и проведении исследований в области естественных наук. Канда был первым ответственным редактором ежегодника и прилагал все силы к тому, чтобы это издание по возможности обладало полнотой и совершенством. Кроме того, наряду с выполнением своих обязанностей на обсерватории, он всегда принимал активное участие в деле воспитания молодых астрономов-любителей и руководства ими.

По сравнению с другими областями науки роль любителей в астрономии очень велика. Наблюдение за небесными телами, в отличие, скажем, от экспериментов в области физики или химии, исключает повторение или переделку. Вследствие изменений погодных условий могут стать невозможными полноценные наблюдения из определенной точки земной поверхности. Кроме того, небесных тел — объектов наблюдений и исследований — так же, образно говоря, много, как. звезд на небе, и поэтому число имеющихся специалистов в этой области явно недостаточно для выполнения всех работ в нужном объеме.

Следовательно, для преданных своему делу астрономов-любителей предоставляется самое широкое поле деятельности. В частности, ареной плодотворной деятельности для астрономов-любителей, живущих в различных уголках света, могут стать наблюдения переменных звезд, поиск Новых и новых комет. Японское астрономическое общество, созданное в 1908 году, на две трети состоит из астрономов-любителей, что резко отличает его от подобных обществ в других областях науки.

Сигэру Канда вдохновлял астрономов-любителей на наблюдение метеоров и переменных звезд, создавал условия для обнародования результатов любительских наблюдений в печати. Он даже предлагал свою помощь и руководство школьникам, живущим в его районе и интересующимся астрономией. Немало из них впоследствии стали астрономами-профессионалами, в том числе и ставшие потом директорами Токийской обсерватории X. Хирозе и М. Хурухата.

Кометы были одной из тех проблем, которыми Канда интересовался в течение всей своей. жизни. В 1924 году он издал книгу под названием «Кометы», ставшую учебным пособием в данной области. В то время труд англичанина Чеймберса «Рассказ о кометах», изданный в 1909 году, был единственным специальным пособием по проблемам, связанным с изучением комет. По содержанию книга Канды делилась на 16 глав: общая теория, физические свойства комет, хвост кометы, движение кометы, открытия комет, наблюдения комет, кометы из семейства Юпитера, кометы из семейства Сатурна и Урана, кометы из семейства Нептуна, комета Галлея, большие кометы XIX века, кометы последнего времени, кометы из древней истории, спектроскопические исследования комет, связь между кометами и метеорными потоками, статистическое изучение комет. Нужно представить себе уровень развития науки того времени, в частности астрономии, чтобы оценить важность и смелость шага, предпринятого тогдашним издательством «Кикихан», выпустившим книгу со столь специальным содержанием.

В разделе об открытиях комет в указанной книге имелись такие заголовки, как «Желательность поиска комет повсеместно» или «Необходимость поиска комет», и это в то время, когда в Японии были обнаружены всего лишь две кометы, да и то это были новые появления короткопериодических комет. Новых же комет не открывали, и никто даже не надеялся, что наступят времена,. когда и в Японии появятся энтузиасты поиска комет, подобные Понсу или Барнарду.

Позже Канда опубликовал книгу «Беседы о кометах», выпущенную издательством «Санседо» в цветном оформлении, и брошюру «Кометы и метеоры» из серии «Кафедра физики и химии» издательства «Иванами сетэн». Первая из них являлась научно-популярной книгой, вторая носила более специальный характер. Издание этих книг способствовало повышению общего интереса к астрономии, и к кометам в частности. Кроме того, сам Канда выполнял расчеты орбит комет, предвычислял их положения, издавал «Вестник Канды» и «Вестник Токийской обсерватории», что в сильной степени способствовало успешной работе людей, наблюдавших за небом.

В 1944 году Канда ушел со своей должности в Токийской обсерватории и, основав Японскую ассоциацию астрономических исследований, полностью ушел в работу, связанную с наблюдениями, ведущимися астрономами-любителями. И тем, кто впоследствии оправдал надежды Канды, отдавая все силы поиску комет, стал Хонда. Добившись выдающихся результатов, о чем мы уже говорили, и придав этому делу новый импульс, Хонда воплотил в действительность то, о чем еще до наступления 50-х годов мечтал Канда.