WalkInSpace.ru - Кометы и женщины-астрономы

Беседы о кометах

Кометы и женщины-астрономы

Одной из первых женщин-астрономов, родоначальницей плеяды современных женщин-астрономов, была англичанка Каролина Гершель, родившаяся в Германии. Она была сестрой Вильяма Гершеля, ставшего известным сразу после открытия им Урана в 1781 году.

Вильям был органистом в церкви, но вместе с тем испытывал большой интерес к астрономии. Ему. захотелось иметь большой телескоп, и он начал самостоятельно шлифовать зеркало, необходимое для телескопа-рефлектора. В то время, естественно, не было еще налажено производство подобного рода инструментов. Зеркало телескопа приходилось делать из сплава меди и олова, и на его изготовление должно было уйти много времени. Каролина приносила брату в мастерскую еду и, как рассказывают, даже читала ему вслух интересные книги, пытаясь скрасить долгие часы его утомительной работы.

Когда телескоп был, наконец, изготовлен, Вильям Гершель использовал его для проведения последовательных и тщательных наблюдений различных небесных тел, начиная с Марса. Наблюдая за изменением состояния белых пятен на северном и южном полюсах Марса, он выскзал предположение, что эти пятна, вероятно, представляют собой зоны снега и льда на поверхности планеты. Для изучения распределения звезд на небе он разделил небо на определенные участки и начал подсчитывать в них звезды. На основании собранных материалов он пришел к выводу, что система Млечного Пути имеет форму диска. Во всех этих его наблюдениях Каролина оказалась очень способной помощницей.

Благодаря открытию Урана Вильям получил известность, он стал руководителем обсерватории при дворе английского короля Георга III. Здесь в 1789 году он изготовил 1,2-метровый телескоп-рефлектор, который в то время был самым крупным в мире. Используя этот инструмент, Вильям Гершель сделал ряд открытий в различных областях астрономии. Сестра при этом стала исключительно полезным ассистентом, она хронометрировала наблюдения, заносила их результаты в специальные журналы и вместе с поправками, расчетами и т. п. составляла из них готовый материал для сообщений. Не ограничиваясь только этой ролью, Каролина, как только для этого находилось свободное время, использовала для самостоятельных наблюдений небольшой телескоп, изготовленный для нее братом.

Среди объектов ее наблюдений были кометы, до которых у брата просто не доходили руки. 1 августа 1786 года, когда Вильям Гершель находился в отъезде в Германии, Каролине удалось впервые открыть новую комету. Будучи в это время объектом 7-й звездной величины, комета 17 августа стала видна даже невооруженным глазом, а в телескоп стал заметен имевшийся у нее короткий хвост. Комету можно было наблюдать до конца октября 1786 года, и француз Мешен вычислил ее орбиту.

Найденная Каролиной 12 декабря 1788 года вторая комета наблюдалась как объект 7-й или 8-й звездной величины поблизости от звезды B Лиры. Вильям при наблюдениях не обнаружил у кометы ни ядра, ни хвоста. Комета наблюдалась до 5 февраля следующего года, и тот же Мешен произвел расчет ее орбиты.

Теперь вернемся на некоторый момент в XX век. 28 июля 1939 года французский астроном Риголле открыл в созвездии Тельца новую комету 8-й звездной величины, которая довольно быстро передвигалась по небу. Он рассчитал ее орбиту, а вскоре американец Каннингэм обратил внимание на то, что орбита этой кометы очень похожа на орбиту второй кометы Каролины Гершель. Таким образом, из сравнения орбит двух небесных тел было заподозрено их тождество. В результате расчета возмущений в движении кометы под воздействием планет пришли к выводу о правильности совпадения, указанного Каннингэмом. Было уточнено, что комета совершает свое обращение вокруг Солнца примерно за 150 лет. Теперь эта комета носит название кометы Гершель — Риголле.

До 1797 года Каролина открыла еще 6 комет, одна из которых, обнаруженная в октябре 1795 года, впоследствии, как мы уже об этом упомянули, получила название кометы Энке. Период обращения этой короткопериодической кометы один из самых коротких — он равен всего 3,3 года. Таким образом, Каролина Гершель открыла короткопериодические кометы с самым длинным и с самым коротким периодами обращения.

Каролина Гершель и Отерма — это женщины-астрономы, которые навсегда оставили о себе память в названиях комет. Но известна еще одна женщина-астроном, не оставившая в названии комет своего имени, но внесшая огромный вклад в современную комет-ную астрономию. Ее зовут Элизабет Ремер. Родилась она в Сан-Франциско и, рано потеряв отца, жцла с матерью. Еще в школьные годы она проявила интерес к звездам. Поступив затем в Калифорнийский университет, она там специализировалась по астрономии и училась у такого большого специалиста по расчету орбит небесных тел, как Каннингэм. Практике наблюдения Элизабет Ремер обучалась у Джефферса на Ликской обсерватории того же университета. Затем она с успехом дебютировала в самостоятельной работе, переоткрыв две короткопериодические кометы в 1953 году — Боррели и Брукса П. До 1955 года на той же обсерватории ею были переоткрыты 6 комет.

В 1957 году Элизабет Ремер перешла на работу в другую обсерваторию, где она с помощью телескопа-рефлектора с зеркалом диаметром 1 метр начала заниматься переоткрытием короткопериодических комет, обнаруживающих вариации блеска, с последующим их прослеживанием в течение длительного времени. Затем она приступила к поразительной по размаху работе по переоткрытию почти всех предполагавшихся тогда слабых короткопериодических комет вплоть до 20-й звездной величины и к 1966 году переоткрыла и изучила 35 комет.

После двухлетнего перерыва она в 1969 году возвратилась к наблюдению короткопериодических комет, работая на 223-сантиметровом рефлекторе обсерватории Аризонского университета и на 154-сантиметровом рефлекторе наблюдательной станции Катарина.

К концу 1976 года ею были переоткрыты 42 кометы. Она поистине является «сверхчеловеком» в мире людей, наблюдающих кометы, и ее предельно точные результаты наблюдений пользуются полным доверием у специалистов, рассчитывающих орбиты комет.

С 1977 года по обстоятельствам, вызванным руководством университета, Элизабет Ремер не смогла получать свою долю времени для работы на большом телескопе. Ее отход от наблюдений комет более чем достоин сожаления.

Табл. 3 дает представление о месте каждого из основных современных наблюдателей короткопериодических комет по числу осуществленных им переоткрытий. Поразительна по своим результатам деятельность Ремер, ушедшей далеко вперед от всех своих коллег, и хотя ее имя не увековечилось в названии какой-либо кометы, но оно никогда не исчезнет из памяти потомков.