WalkInSpace.ru - Взрыв или не взрыв, вот в чем вопрос (Часть 5)

Загадки микрокосмоса

Взрыв или не взрыв, вот в чем вопрос (Часть 5)

Астрономы не могли поверить своей удаче, когда, наконец, это произошло.

В конце 1950-х годов некоторые звезды, которые казались тусклыми и ничем не примечательными членами нашей Галактики, вдруг приобрели широкую, но печальную известность — оказалось, что они испускают радиоволны.

К настоящему времени во Вселенной открыто множество источников радиоволн, но только один из них представляет собой обычную звезду. Это единственное исключение — наше Солнце, и мы распознали его радиоволновое излучение лишь потому, что находимся в непосредственной близости от него. Если бы Солнце находилось так же далеко, как ближайшая к нам звезда, то его радиоизлучение не поддавалось бы обнаружению. Радиоволны, достигающие нас из-за пределов Солнечной системы, исходят от остатков сверхновых звезд или (если излучение приходит из-за пределов нашей Галактики) от необычайных катастроф, подобных взрыву галактики.

Но теперь, как казалось, радиоизлучение исходило от обычных звезд нашей Галактики.

Астрономы не спускали глаз с этих звезд и обнаружили рядом с некоторыми из них небольшие клочки туманности; хотя они и казались звездами, но далеко не обычными. Кроме туманности, в их спектре присутствовали не поддающиеся идентификации линии, не похожие на линии спектра известных объектов. Возможно, это все-таки были звезды, но в высшей степени экстраординарные.

Затем в начале 1963 года было замечено, что некоторые их спектральные линии имеют особенности, характерные для спектральных линий водорода, с тем отличием, что они должны быть в ультрафиолетовом спектре. Может быть, линии сместились в сторону красной части видимого диапазона спектра? Иначе говоря, красное смещение в пол-пом смысле слова. Если допустить красное смещение, то и другие линии выглядят знакомыми. Но если мы допускаем красное смещение и предполагаем, что оно свойственно звездам в силу общего расширения Вселенной, тогда выходит, что они находятся, мягко говоря, очень далеко. Учитывая, с какой скоростью расширение Вселенной уносило их от нас, эти объекты должны были бы находиться на немыслимо громадном расстоянии — более миллиарда световых лет.